Следуя урокам Ы.Алтынсарина. » КГУ "Глубоковская СШ им. Алтынсарина"
Municipal public institution
"Глубоковская средняя школа имени Ы.Алтынсарина"
отдела образования Глубоковского areaа
Reception room:
+7 (72331) 53-2-89
Accounting:
+7 (72331) 53 -2-37
Version for
visually impaired
» » Следуя урокам Ы.Алтынсарина.
10
December
2021

Следуя урокам Ы.Алтынсарина.


Экологические воззрения педагога.
Работа подготовлена учителями Богатыревой Н.Ю. и Байгонысовой Е.А.

Ыбрай Алтынсарин - талантливый сын своего народа, гордость нации. Он внёс неоценимый вклад в развитие культуры казахского народа. Труды и всё его творчество вошло в золотой фонд нашей истории, оставив последующим поколениям неисчерпаемое богатое наследие. Таким великим педагог остался в памяти казахского народа.
Деятельность Ы. Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли, истории народного образования и становления казахской литературы. Изучая наследие Алтынсарина, мы постигаем истину, которую педагог вложил в свои труды.

Ценные идеи о необходимости воспитания детей в духе уважения к природной среде воплощены в трудах казахских просветителей, педагогов, общественных деятелей, воспитанных на народных традициях, Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева, А.Букейханова, М.Жумабаева, И.Жансугурова, С.Сейфуллина, А.Касымова. В частности, Ыбрай Алтынсарин в своих поэтических рассказах, включенных в "Киргизскую хрестоматию" неоднократно подчеркивает влияние природы на нравственное становление личности. В художественной форме, посредством образов природы, дает советы именно по воспитанию нравственности. “Так, например, в рассказе “Садовые деревья” Ы. Алтынсарын пишет: “В воспитании и уходе заключается суть, милый”, - говори отец сыну, - От этого только и зависит твоя дальнейшая судьба. Ты - земная ветвь, тебе нужен уход. Если я исправлю плохие дела к лучшему, ты это поймешь и станешь порядочным человеком. Если же не будешь прислушиваться моим словам, то ты будешь расти, как это кривое дерево» [4].
В этом эпизоде доброе назидательное слово адресовано не только детям, но и родителям, наглядно видна глубокая житейская мудрость и жизненность творчества Ы.Алтынсарина. Одновременно принцип природосообразности в данном случае параллельно обогащает и процесс экологического воспитания. Блестящий знаток казахской народной жизни, а также психологии людей, Ы.Алтынсарин в своих произведениях, образно используя растительный мир, изучал все богатство народного творчества, сам составлял рассказы и стихотворения нравственно-поучительного характера. Примечательно, что в "Начальном руководстве по обучению чтению" он уже рекомендует толковать не только слова отец, мать, брат, голова, но и жизнь, ум, земля, степь [5].

В современных условиях проблема охраны окружающей среды приобрела глобальный характер. Формирование у подрастающего поколения заботливого и бережного отношения к родной природе, приобщение школьников с самого раннего возраста к активной и самостоятельной природоохранительной деятельности - все это по праву выступает важнейшей задачей для педагогической науки, от успешного решения которой зависит уверенность людей в завтрашнем дне, здоровье и благополучие настоящего и будущих поколений. В этой связи объективной потребностью, необходимым условием устойчивого развития современного казахстанской общества становится поиск педагогических условий и разработка эффективных путей гармонизации отношений между человеком и природной средой, сущность которых определяется экологической культурой личности и общества в целом.
Ы.Алтынсарин верил в силу народного воспитания и возлагал на него свои надежды. Жсё свое творчество поэт посвятил проблеме человека, его взаимоотношениям с природой. Настоящий человек, по его мнению, добр, благороден, любит природу, просвещён, устремлен к знанию, стремится познать науку. У него развит ум, мышление. Он является нравственным человеком, у него развито чувство долга, присутствует умение различать добро и зло.
Настоящий человек во всем опирается на свой труд, имеет чувствительное сердце, понимает красоту и гармонию в природе. Подлинно народный педагог научно обосновал идеал настоящего человека, сформировал те пути и средства, которые способствуют формированию совершенного человека гармоничной личности. Это: 1) целеустремленность; 2) труд, деятельность; 3) творческое мышление. Такое отношение к идеалу дает возможность человеку анализировать, синтезировать, сравнивать не только природные явления, но и человеческую жизнь, благодаря чему природосообразность все более становится экологическим явлением.
Таким образом, Ы.Алтынсарин придавал исключительно большое значение роли природы в становлении личности человека, в формировании таких качеств, как нравственность, патриотизм, чуткое, бережное и уважительное отношение к родной природе. Их идеи о целостности природы и человека представляют большое значение для воспитания подрастающего поколения и в наши дни.
Умеем ли мы сейчас видеть красоту природы, как это делал Ы. Алтынсарин? Ведь из-за загруженности в работе или учебе мы пробегаем мимо всего столь важного и значимого для нас.
Мы же, учителя естественных дисциплин, учим детей видеть прекрасное вокруг, ценить, понимать важность всего окружающего нас мира. Наша задача - научить чувствовать природу, воспитать ответственность за сохранение её богатств, родной земли у порастающего поколения. Однозначно, что человек, наблюдая за жизнью животных и растений, определяем, как природа действует на его настроение, его деятельность.
Сегодня, как и XIX веке, очень значимо имя Ибрая Алтынсарина. Мы видим в нём человека, охваченного высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, любящего свою педагогическую работу, в которой видел призвание. Мне кажется, что незримой нитью современная педагогика связана с деятельностью Ы. Алтынсарина: идеи педагога «прорастают», словно зёрна, посеянные в благодатную почву. Ведь истинное богатство – знания:
Учение схоже с алмазом,
Сила его растёт.
Ибрай Алтынсарин мечтал видеть свой народ образованным. Он говорил: «Я не отступлюсь от коренных мыслей, убеждения быть полезным народу…» Можно с уверенностью сказать, что урокам педагога мы следуем.
И это находит отражение в тех мероприятиях, которые проводятся в нашей школе.


Список литературы.
1.Калыбекова А.А. «Возможности использования средств народной педагогики в экологическом воспитании школьников» //в сб III Межреспубликанских Тажибаевских чтений «Этнопсихология и этнопедагогика». – Алматы, КазНУ им. Аль-Фараби, 2003. С 76-78
2.Жайлауова М.К. Народная педагогика в экологическом воспитании младших школьников. Педагогическое образование и наука. №1,2006. С 57-58
3.Есеналина Н.Т. Этнопедагогические условия экологического образования в воспитании учащихся начальных классов. Дис.к.п.н. – Астана:ЕГИ. – 22.10.2004. -145 с
4.Алтынсарин И. Собрание сочинений. В 3-х т.пер с каз./под ред. Сулейменова Б.С. – Алма-Ата. Наука. 1975. – т. 1-359 с:1978. –т. 3-352с.
5.Сулейменов Б.С. Жизнь и творчество Ибрагима Алтынсарина (1841-1889).-в кн.:Алтынсарин И. Избранные произведения. Алма – Ата, 1957, с 5-40
6.Алтынсарин И Собрание сочинений в 3 томах, Алма –Ата 1978 г, т.2, с 141
7.Ауэзов М.А. «Собрание сочинений в 20 томах». «Жазуши», 1985, т.20 – с.26