| Золотых Ирина Валентиновна учитель начальных классов КГУ «Глубоковская средняя школа имени Ы. Алтынсарина» ГУ отдела образования по Глубоковскому areaу УО ВКО Сегодня сложно представить людей, в том числе, детей и подростков, которые не пользовались бы глобальной всемирной сетью. Поэтому важнейшим умением, которому необходимо научить ребенка становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Получается, что акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком её правильного применения. Начиная с 1 класса и заканчивая выпускным перед современным педагогом стоят колоссальные задачи: развивать речь, мышление, память, внимание, фантазию, воображение, пространственное мышление, коммуникативные способности, способность контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая данные задачи, педагог как пазлы собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность. Базовый навык функциональной грамотности – это читательская грамотность, поэтому учебный предмет «Литературное чтение» - важнейший компонент школьной программы, так как является не только отдельным предметом, но и средством обучения другим предметам. Поэтому основная цель обучения предмету - способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с искусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества, формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников. Для достижения поставленной цели изучения предмета в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: 1) создание благоприятных условий для формирования читательских интересов, эстетического чувства и художественного вкуса обучающихся, их потребности в читательской деятельности; 2) формирование системы читательских и речевых умений; 3) формирование первоначальных литературоведческих и речеведческих знаний; 4) обучение приемам анализа художественных произведений разных жанров и приемам работы с произведениями разных стилей; 5) развитие творческих способностей; 6)расширение читательского кругозора, знакомство с лучшими произведениями классической и современной художественной и научнопознавательной литературы, адресованной младшим школьникам; 7) совершенствование полноценного навыка чтения (правильности, беглости, осознанности и выразительности); 8) формирование библиографических умений; 9) становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира обучающихся, приобщение их к национальным и общечеловеческим ценностям, основанным на национальной идее «Мәңгілік ел». Система целей обучения литературному чтению является основой развития таких навыков: -деятельностное и творческое применение полученных знаний -критическое мышление в нестандартных ситуациях -использование ИКТ, применение различных способов коммуникации -решение имеющихся проблем и принятие соответствующих решений Базовый навык функциональной грамотности – это читательская грамотность. Бсо такое «читательская грамотность»? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать и размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Учащиеся читают, чтобы учиться. Какие же читательские умения развиваются на уроках: -извлечение информации из текста -понимание информации, сообщенной в тексте, ее интерпритация -размышление о содержании учебного текста и его оценка Бсобы ребенка научить понимать и находить для себя нужную информацию на уроках ищу наиболее эффективные методы, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали к познавательной и творческой активности. Выполнять комплексную работу начинаем с того, что вместе читаем текст, разбираем его. Здесь сразу начинается работа над типом текста, вместе с детьми вспоминаем, что такое предложение, делим слова на слоги для переноса, решаем задачу, ищем закономерность. Так как эта работа проходит в 1 классе и не всегда дети имеют хороший темп чтения, то эту работу можно проводить в группе или паре. Во 2 классе продолжаем работу над формированием читательской грамотности. Здесь нужно не только выписать из теста предложение или слово, выполнив к нему задание, но и дополнить схему, выбрать правильный ответ, выполнить задания по математике. В 3 классе к предложенному тексту выполнить только тестовые задания. ко выписать из теста предложение или слово, выполнив к нему задание, но и дополнить схему, выбрать правильный ответ, выполнить задания по математике. В 4 классе увеличивается объем текста, в данном случае видим, что появляются задания не только выписать из теста, но и из определенного абзаца выписать и разобрать слова по составу, составить предложение, разные задания по математике . Выполняя эти задания развивается не только читательская грамотность, но и математическая грамотность, естественнонаучная, творческое мышление. При использовании на уроках комплексных работ у младших школьников формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Грамотно подобранные тексты дают возможность решить определенную учебную задачу, найти ответ на проблемный вопрос, провести исследование, сделать вывод. Эффективность этой работы прежде всего зависит от нас, учителей, от нашего желания выступать организатором учебной деятельности, быть заинтересованным участником этого процесса Благодарю за внимание и надеюсь, что заинтересовала данным виhouseработ своих коллег |