Максимовская С.М. Школьный тренер Тема: «Метод Action Research». Цель: Участники педагогического совета знакомятся с метоhouseAction Research (Исследование в действии), с его видами и этапами, понимают значение Action Research в профессиональной деятельности педагога. В новых правилах и условиях проведения аттестации педагогических работников в главе 3, параграф 1.Порядок очередного присвоения квалификационной категории педагогов в пункте 39, для учителей всех квалификационных категорий, включая и «педагогов- стажёров», есть такое требование «… проводит исследование урока, в том числе лессон стадии (Lesson Study), применяет метод экшн рисёрч (Action Research). Бсо же это такое? В переводе «экшен» - действие, «рисёрч»- исследование - таким образом это исследование в действии или исследование через действие, но самое главное, что это два этапа исследование и действие. Организация исследования в действии помогает учителю выявить проблему, изучить теорию вопроса и в реальной ситуации найти решение. Иногда проблемы, которые возникают у учителя настолько локальны, что их решить не может никто кроме учителя и школы.Таким образом, подобное исследование имеет большое преимущество в том, что проблема решается без промедления в конкретных условиях для конкретных учащихся. Кроме того учитель , проводя исследование в действии, активно, продвигает вперёд свою практику и улучшает качество обучения своих учащихся,формирует собственные рефлексивные навыки что является важным условием современного образования. Исследованием в действии могут заниматься не только учителя, но и другие сотрудники школы, представители администрации, методисты, воспитатели, кураторы, ассистенты и другие лица, которые имеют отношение к сфере образования, не прибегая к услугам наставников или тренеров и коучей. Кто же стоял у истока этого метода? Во многих источниках это Курт Левин. Курт Левин - его чаще всего описывают как создателя (экшн рисёрч)Action Research. Он интересен тем, что он первый стал говорить о минусах научных исследований для учителей, т. к они уходят далеко от практики. Много глобальных исследований, но конкретно для учителя, школы они не имеют значения, ничем не могут помочь. Он первый начал говорить об исследовании которые ведут к социальному действию, т. е к какому то конкретному, положительному изменению. ДжонКольер - ввёл термин (Action Research) Стивен Кори представил ActionResearch в область образования в 1950 годы. В своей книге «ActionResearch для улучшения школьной практики» , Кори утверждал, что образовательное изменение не будет иметь место, если практикующие не участвуют в разработке учебных программ и учебных практик, опираясь на эмпирические знания, которые они получают через исследование». Потом, были и другие последователи изучения данного исследования (экшн рисёрч) (ActionResearch). Существует несколько видов «Исследования в действии». Виды исследования в действии в зависимости от вовлеченных в него участников. Проведение исследования возможно одним учителем, изучающим проблемы класса, в котором он работает, командой учителей, исследующих общую проблематику, а также другими лицами, изучающими проблемы школы, areaа, города. Индивидуальное исследование в действии учителя, в рамках которого изучается одна проблема, касающаяся ситуации конкретного класса. Учитель может искать ответы на поставленные проблемы в контексте стратегий обучения, управления классом, использования ресурсов или проблемы обучения учащихся. В этом, учителям могут оказывать помощь методист, директор или родители. Один из недостатков индивидуального исследования в действии заключается в том, что результаты его не могут быть обсуждены публично до тех пор, пока учитель не решит официально ознакомить с ними коллег, подготовить презентацию к конференции или предоставить письменный материал в какой-либо журнал или информационный бюллетень. Совместное исследование в действии- предполагает участие двух и более учителей и других лиц, заинтересованных в решении актуальных проблем класса, членов методического объединения и др. Поставленная проблема может быть актуальна только для одного класса или быть характерной для многих классов. Учителям, осуществляющим данное исследование, может быть оказана внешняя поддержка в лице представителей вузовской педагогической общественности и др. партнеров. Расширенное школьное исследование в действииконцентрируется на проблемах общего порядка Например - проблема родительского участия в деятельности школы и определение, в этой связи, способов привлечения наибольшего количества родителей к участию в рассмотрении принципиально важных моментов; -проблема разработки организационно-управленческой структуры школы и т. д. Группа сотрудников школы работают совместно для разработки плана исследования проблемы, сбора и анализа данных и принятия решения в соответствии с утвержденным планом действий. Примером исследования в действии для школы может служить экспертиза результатов внешнего итогового контроля знаний для определения аспектов обучения, негативно влияющих на итоговый результат и последующая разработка плана корректирующих действий с целью повышения успеваемости учащихся. Далее, заслуживает внимания проблема отсутствия консенсуса в работе команды, объединенной для совершенствования процесса в условия взаимозависимости друг от друга. Эффективное сотрудничество в условиях групповой работы и индивидуальный вклад каждого в общий результат очень важны. Когда названные проблемы будут решены, появится чувство соучастия и удовлетворения от результатов проведенной работы. Расширенное региональное исследование в действии является более сложным и требует большего объема ресурсов, но и результаты его могут быть значимыми. Предметом подобного исследования могут быть организационные и общественные процессы, успеваемость учащихся или последствия проведенных реформ. Региональные исследования в действии могут быть направлены на решение общей проблемы, типичной для ряда школ или посвящены одной из проблем организационного характера. Недостатками подобного типа исследований является необходимость разработки и ведения обобщающей документации, обеспечения дальнейшего продолжения и развития исследовательского процесса. Несмотря на разновидность исследования в действии в нем имеются общие, характерные для всех типов элементы, характеристике которых посвящены работы Уолтерс-Адамса (2006), а именно он говорит, что : «Исследование в действии осуществляют учителя, желающие понять иусовершенствовать свою практику, улучшить свою работу, что придает исследованию личностный характер, и способствует признанию либо критическому осмыслению условий, в которых реализуется образовательная практика. В данном контексте исследование не носит фундаментальный характер. Исследование в действии предполагает последовательность этапов планирования, реализации и рефлексии по завершению, что позволяет воспринимать его, как цикл: «Исследуй-действуй -анализируй». Современные последователи К. ЛевИна, в частности Стефан Кеммис, называет два цикла по 4 операции в кажhouseиз них (план, действие, наблюдение, рефлексия). Джеральд Сасмен выделял в кажhouseисследовательском цикле (экшн рисёрч)5 операций (диагностика, план, действие, оценка, выводы). Первый этап- диагностика(выявление проблемы и сбор необходимых данных). Познакомившись сситуацией, разработывается план действий, может появиться несколько альтернативных способов решения, необходимо на третьем этапе выбрать одно единственное решение и приступить к практическим шагам, четвёртый этап- оценка( что- то вышло не так, как ожидали, а что-то и вообще не получилось. На пятом этапе- подводим итоги, первого цикла. Если пришли к неутешительному итогу, тогда повторяется все снова, но уже на втором цикле. Как говорят, любой опыт важен, даже негативный. Рапзумеется, что неудачный опыт вселяет неуверенность в своих силах, увеличивается степень риска, ведь никто не дает гарантий, что на втором цикле вы добьетесь успеха. Ещё один исследовательУолтер- Адамс говорил о 6 этапах в «исследовании в действии». Я предлагаю вашему вниманию более простые этапы по которым можно проводить данное исследование. Которыми пользуются учителя, проводившие «Исследование в действии». Определение проблемы и сбор данныхДля определения темы исследования подойдет следующее упражнение.Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать свой вопрос исследования. Продолжите фразы: Я озадачена ____________________ Мне любопытно ___________________________ Я бы хотела улучшить _______________ Как изменится моя работа, если я ________________ Для педагогической деятельности подойдут вопросы такого типа: Как повлияет на качество письменных работ по английскому языку учеников девятого класса метод их оценивания одноклассниками (peer assessment)? Улучшатся ли отношения учеников между собой, если организовать регулярные встречи в малых группах? Как получить качественную обратную связь от ребят относительно уровня моего преподавания? Ещё раз хочу отметить, что исследовательский вопрос каждый учитель должен для себя чётко сформулировать и максимально сузить выбранную тему,выбрать конкретную проблему. Индивидуальный анализ или коллективное обсуждение. Как я уже говорила, что исследование в действии может быть как индивидуальным, так и коллективным, но советуют, что у каждого «Исследователя» должен быть критический друг, с которым можно в случае необходимости переговорить. На этом этапе учитель решает вопрос, кого он может привлечь к исследованию. Нужно ли что-то изучить, почитать литературу по проблеме исследования. Выбор и реализация плана действий. Ещё раз обращаю внимание, что проводя (экшен ресёрч) мы никому ничего не доказываем, мы лишь стараемся качественно улучшать свою повседневную профессиональную деятельность. Сбор и анализ данных после осуществления преобразований Это наблюдения, опросы, анкетирование, интервью, то есть то, что нам поможет понять решилась моя проблема, в результате внесения определенных вмешательста или нет. Оценка результатов. На данном этапе проводится рефлЕксия: решилась проблема или нет. Если ответ отрицательный, начинается новый цикл, уже с новой гипотезой. И итогом исследования, конечно служат, выступление на педсоветах, МО, и публикации учителя по данной проблеме. Возможно ваше исследование поможет другому педагогу, у которого такая же проблема. Но также можно отметить и отрицательную сторону данного исследования. - Не все учителя захотят поделиться своими результатами исследования, и никто их не может заставить это сделать. - Не всегда ваша проблема исследования может быть кому-то интересна. В Природе изначально гармонично, Процессы развиваются ритмично. Уходит ночь и день приходит новый, Восток светлеет - всходит солнце снова. И каждый год меняет зиму лето . И бесконечно повторится это. ...Бсоб дело шло, и ты циклично действуй: Планируй, Делай, Проверяй, Воздействуй! П.Калита |