| «Исследование урока «Lesson study». Цель: Оказание содействия молодым специалистам и начинающим учителям в понимании подхода «Lesson study» и в применении данного метода в учебном процессе. Ожидаемые результаты: участники узнают о подходе «Lesson study» и оценят важность применения данного метода исследования в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания. LessonStudy LessonStudy - коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики. Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в LessonStudy имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором учителя совместно изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками LessonStudy являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов. Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя. Процесс Подход LessonStudy первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Жсе результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить LessonStudy большую эффективность.
Основные результаты подхода Lesson Study это- - сосредоточенность на обучении учащихся, а не на преподавании учителей;
- совместное планирование, проведение, наблюдение, анализ, презентация;
- Применение совокупности методов, направленных на процесс обучения каждого учащегося;
- совершенствуется методика обучения
- совершенствуется планирование урока
Рассмотрим алгоритм исследования урока, который является наиболее эффективным. Данная технология чаще всего внедряется администрацией, но учителя сами могут стать инициаторами проекта. Шаг 1: Изучение теоретического материала, изучение практического опыта. Шаг 2: Формирование группы. Здесь необходимо учесть все основы и правила работы по Lesson Study: выбрать класс, представителя администрации – директор, заместитель директора, школьного тренера, сертифицированного учитель 2 уровня. Жсего в группе не более 7 человек. Группа работет по принципу доверительных и доброжелательных отношений, и все члены имеют равный статус. Шаг 3: Выбор исследовательской темы, цели и предметной области. Для проведения исследования урока (Lesson study) сперва необходимо определить фокус исследования или исследовательский вопрос. Далее (прежде чем планировать урок) следует провести предварительное исследование, которое включает аспекты, связанные с темой урока, содержанием учебного материала, методами обучения, изучение передового педагогического опыта, сбор информации об учащихся (знания и способы обучения). Известно, что цели Lesson Study могут совпадать с темой работы школы. Шаг 4: Планирование первого Lesson Study. Выбор «исследуемых» учеников. На 1-ой встрече учитель, который проводит урок выбирает трех «исследуемых» учеников, которые являются типичными представителями определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. Детям дается краткая характеристика. Учителя - наблюдатели фиксируют информацию о своих «подопечных». Наша задача в ходя проведения Lesson Study помочь ученику С подняться на ступень В, ученику В – на ступень А, ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне. Группой совместно разрабатывается план первого урока. Каждый этап урока разрабатывается с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения (даны в рекомендациях по проведению Lesson Study) отмечаются ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на кажhouseэтапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании необходимо построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. Шаг 5. Проведение первого Lesson Study. Наблюдатели заполняют составленную схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксируют все ответы, действия учеников. Собирают весь материал, необходимый для дальнейшей работы. Наблюдатели могут передвигаться по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока. Шаг 6. Опрос исследуемых учащихся. Группа Lesson Study, по окончании, опрашивают исследуемых учащихся, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе. Опрос должен быть кратким (не более 5-ти минут) проведен со всеми исследуемыми учащимися одновременно или с каждым из них, по отдельности. Желательно проводить опрос учащихся при первой появившейся возможности, хотя, в идеале – по окончании урока. Необходимо дословно записывать в своих заметках некоторые из их ответов. В отдельных случаях, после урока проводят опрос и других учащихся из тех же групп, что и исследуемые учащиеся, что помогает рассматривать ответы с разных точек зрения, хотя, это может усложнить собранные данные. Шаг 7. Обсуждение и первоначальное планирование второго урока. Один из наиболее ценных этапов в проведении исследования. - наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
- обучение класса в целом;
- ход исследовательского урока и процесс преподавания;
- постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
- совместное планирование группой следующего LessonStudy.
Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Жсе высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складываются в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей. Очень целесообразно производить видеосъёмку урока, которая помогает просмотреть какие-то спорные вопросы. Шаги 8 - 11. Проведение второго урока. Обсуждение. Проведение третьего урока. Обсуждение. Возможен и четвертый урок с последующим обсуждением. И т д. Шаг 12. Представление материалов Lesson Study коллегам. После цикла LessonStudy (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты. Итог исследования презентуется. - Выступление на МО
- Представление итогов исследования на педагогических советах или семинарах
- Методические публикации
Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания. Хочется закончить следующей цитатой: «Урок – исследование является простой идеей. Если вы хотите улучшить обучение, что может быть более очевидным, чем сотрудничать с другими учителями - планировать, наблюдать, размышлять над уроками». (Lewis, 2002).
|