Из опыта работы социального педагога школы. » КГУ "Глубоковская СШ им. Алтынсарина"
Municipal public institution
"Глубоковская средняя школа имени Ы.Алтынсарина"
отдела образования Глубоковского areaа
Reception room:
+7 (72331) 53-2-89
Accounting:
+7 (72331) 53 -2-37
Version for
visually impaired
» » » Из опыта работы социального педагога школы.
25
January
2019

Из опыта работы социального педагога школы.

Из опыта работы социального педагога школы.
Социальный педагог КГУ «Глубоковская
средняя школа имени Ы.Алтынсарина»
Беляева Лариса Валентиновна

«Профилактика в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации».
Обеспечение благополучного и защищённого детства становится одним из основных национальных приоритетов. Для этого применяются меры, благодаря которым становится возможным создание комфортной и доброжелательной для жизни детей среды. Сегодня семья находится в глубочайшем духовно- нравственном кризисе. Почти 75% заключённых браков сегодня распадается, 30% детей рождается вне брака. Многие родители не могут, а подчас не хотят устанавливать со своими детьми гармоничные отношения, эмоционально отвергают их или подвергают их жестоким наказаниям. К великому сожалению, нередко отцы и матери показывают своим детям безнравственный пример, злоупотребляют алкоголем или , воспринимая ребёнка как обузу, отказываются от его воспитания, перекладывая ответственность на плечи бабушек или других родственников.
Именно поэтому возникают проблемы , связанные с девиантным поведением детей. Это отрицательное отношение к учёбе, , систематическое нарушение норм морали и права, бродяжничество, воровство, агрессия по отношению к окружающим, ранняя беременность, Не случайно в настоящее время Минздрав Казахстана предлагает разрешить 16 –летним девушкам делать аборт без согласия родителей, мотивируя это тем, что нежелательная беременность оборачивается криминалом(убийством новорождённых)или суицидом. Даже в самые тяжёлые времена в истории страны о детском суициде не было и речи. Бсо же происходит сейчас, когда мы сыты , одеты, обуты? Ведь суицид- не акт отдельного действия, которым можно предотвратить профилактикой, он исход целого ряда событий и условий жизни ребёнка, доставляющих ему невыносимые страдания. Суицид свидетельствует о том, что человек не может продолжать свое существование при сложившихся обстоятельствах, о физическом или духовном тупике, об отсутствии жизненных перспектив. Но ведь как страшно, когда это совершает ребёнок, у которого должна быть надёжная защита: мать, отец, бабушка или дедушка.
Замотанные, уставшие мамы и папы, зачастую сами недолюбленные в детстве, множат такое явление, как детское одиночество.(не каждый взрослый его выдерживает и справляется с ним) А отсюда растёт количество детей, находящихся в социально опасном положении. Причина суицида глубоко внутренняя, хотя в обыденном понимании она связана с внешними обстоятельствами: из-за двойки выбросился из окна… его обозвали зубастым крокодилом... плохо одета…учитель выгнал с урока… не даёт денег… поругалась с другом… и т.д.
Речь идёт об уровне смертности среди детей. По данным статистики в 2016 году в РК число умерших составило 2905 ребёнка, в том числе: по болезни -2418, ДТП-95, на водоёмах-78, суицид законченный -80, убийств-14, по другим причинам-220. Число правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних составило 2708, в том числе: убийство- 29, доведения до самоубийства - 44, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 35, изнасилование - 123, насильственные действия сексуального характера-114.
По данным в ВКО зафиксировано в 2017 году 493 случая суицида, из них несовершеннолетних - 6, по Усть-Каменогорску-104; за 2018 год-417 случаев суицида, из них несовершеннолетних -8, по Усть-Каменогорску-103.
Из опыта работы социального педагога школы.

И вот здесь наша задача, (в том числе социальных педагогов) , увидеть, услышать, почувствовать, понять и вовремя остановить, помочь ребёнку, защитить его. Ребёнок должен знать, что есть кто-то, кто поможет ему. У каждого нашего ученика в дневнике есть номер телефона доверия, позвонив по которому, он обязательно получит помощь.
Сейчас у социального педагога много помощников: администрация школы, классные руководители, учителя, психологи, общественность, медицинские учреждения, совет по профилактике правонарушений, КЗПН, Совет отцов, РОВД, ИДН, отдел опеки и попечительства, но главное-это семья!
Из опыта работы социального педагога школы.

Много методов, форм воздействия, средств воспитания:
1.Administration школы использует особые формы организации учебной деятельности для детей с девиантным поведением и «группы риска»: спортивные классы, классы кадетов; так же привлекают спонсоров для обеспечения бесплатным питанием и оказания материальной помощи.(одеждой, канцелярскими товарами, подарками на Новый год и др.)
2. Психологи работают индивидуально с каждой семьёй и ребёнком, выявляют причины девиантности, наблюдают ребёнка в течение ряда лет, учат его выходить из конфликтных ситуаций, защищаться от насилия, адекватно оценивать различные жизненные ситуации и выбирать оптимальные поведенческие решения, посещают квартиры.
3. Классные руководители, учителя, используя разные формы и методы воспитательного воздействия, проводят профилактическую работу, посещают квартиры. Они заботятся и о том, чтобы досуг ребёнка был занят полезным делом. В этом нам помогают Станция Юных Техников, (посещают273 учащихся),
Детский Дом Творчества (посещают 183 учащихся), и Детская Спортивная Школа (её посещают 155 учащихся).
Очень хорошо работает Детская школьная организация, которая привлекает к работе детей из неблагополучных семей к различным мероприятиям.
4. Просветительскую и профилактическую работу с родителями и их детьми ведут медицинские работники, представители правоохранительных органов, инспектор ИДН. Это индивидуальные беседы, консультации, тренинги, рейды и т.д. Тематика выбирается в зависимости от возникающих проблем. Годовые планы постоянно корректируются.
5. Большое воздействие на ребят оказывает практическая деятельность. Мы шефствуем над интернатом им. Крупской г. Усть – Каменогорска, медико-социальным учреждением для престарелых в с. Зевакино. Каждый класс закреплён над одиноким престарелым человеком, ведётся шефская или Тимуровская работа. Дети, даже самые агрессивные, встречаясь с сиротами, инвалидами, брошенными стариками, становятся добрее, отзывчивее.
6.Помощь в работе с неблагополучными семьями, их детьми оказывает Совет по профилактике правонарушений и Совет отцов.
Их меры не столько карательные, сколько поддерживающие. Люди, умудрённые жизненным опытом, не просто «отчитывают» за плохое поведение, пропуски уроков, плохую успеваемость, а помогают решить различные проблемы, в том числе и бытовые – приобрести дрова и уголь, утеплить дом, помочь с одеждой и обувью, приобрести продукты или устроить на работу, а то и закодировать от употребления алкоголя.
6.Конечно, не всегда эта работа даёт положительные результаты, не всегда количество состоящих на учёте уменьшается:

На контроле в ИДН
2014-2015 -7
2015-2016 -12
2016-2017 -3
2017-2018 -4
2018-2019 -7, на начало года -2

Неблагополучных семей:
2014-2015 -14
2015-2016 -6
2016-2017 -5
2017-2018 -4
2018-2019 -8
Нам приходится применять и меры наказания, тогда на помощь приходят ИДН, отдел опеки и попечительства, КЗПН.7 родителей за два года лишены родительских прав, трое детей помещены в детский дом, два ребёнка определены в школу для девиантных детей г. Серебрянска и один ребёнок в спецшколу.
В нашей школе 17 учеников, которые находятся под опекой и попечительством близких родственников и один ребёнок взят на патронатное воспитание. К этим детям особый подход: постоянно уделяем внимание, беседуем, посещаем квартиры, устраиваем праздники и т.д. Они посетили ЭКСПО, ежегодно получают подарки от акима areaа, обеспечены бесплатным питанием, канцелярскими товарами, одеждой.
Из опыта работы социального педагога школы.

Для опекунов проводятся занятия на темы: «Работа по защите прав ребёнка», «Социальная защита населения», «Ошибки семейного воспитания», «Мастер классы по профессиональной подготовке» и другие с привлечением специалистов.
Как видите, помощников у нас, социальных педагогов много, но скажите, кто заменит отца и мать, даже пьющих, даже жестоких!? Дети любят их , несмотря ни на что!
И я считаю, что задача всех органов и организаций работать не только с детьми, но и с их родителями. Приобщение родителей к школьным заботам , в хорошем смысле слова , влияет на взаимоотношение между детьми и родителями в семье. Родители в нашей школе постоянно дежурят, бывают на различных школьных мероприятиях, участвуют в рейдах, праздниках, строительстве снежного городка и т.д. НО…, к сожалению и сейчас между неблагополучной семьёй и школой – большая пропасть, и пока мы её не преодолеем, мы не добьёмся положительных результатов воспитания детей, и будут дети находиться в различных трудных жизненных ситуациях.