Методика и опыт - КГУ "Глубоковская СШ им. Алтынсарина" http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/ ru Методика и опыт - КГУ "Глубоковская СШ им. Алтынсарина" DataLife Engine Областной семинар на базе школы. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/916-oblastnoj-seminar-na-baze-shkoly.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/916-oblastnoj-seminar-na-baze-shkoly.html 30 апреля 2024 года на базе  КГУ «Глубоковская средняя школа им.Ы.Алтынсарина» отдела образования по Глубоковскому району УО ВКО проведен областной семинар «Развитие профессиональной компетенции педагогов на основе инновационных стратегий и технологий обучения». 
Программа семинара:
Участников семинара приветствовали Утепов С.Д., руководитель ГУ «Отдел образования по Глубоковскому району УО ВКО и Нуркенова С.Е., методист кафедры педагогики и предметных методик филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по ВКО. Цель семинара: повышение профессиональных компетенций педагогов по использованию инновационных стратегий и технологий в процессе обучения и воспитания.
     
В рамках работы семинара 9 педагогов КГУ «Глубоковская средняя школа им.Ы.Алтынсарина» показали открытые уроки и мастер-классы, где приняли активное участие 47 педагогов  школ – точек роста Глубоковского района  Восточно-Казахстанской области. 
Участники  поделились своим педагогическим опытом по теме семинара и обсудили актуальные темы по предметным областям, рассмотрели широкий спектр вопросов:
  • эффективные формы работы с текстом для развития  функциональной грамотности; методы развития навыков произношения на уроках казахского языка;
  • составление заданий формативного оценивания по алгебре для чащихся с ООП;
  • развитие читательской грамотности через использование активных методов обучения;
  • применение альтернативных методов на занятиях дефектолога, логопеда.
]]>
30 апреля 2024 года на базе  КГУ «Глубоковская средняя школа им.Ы.Алтынсарина» отдела образования по Глубоковскому району УО ВКО проведен областной семинар «Развитие профессиональной компетенции педагогов на основе инновационных стратегий и технологий обучения». 
Программа семинара:
Участников семинара приветствовали Утепов С.Д., руководитель ГУ «Отдел образования по Глубоковскому району УО ВКО и Нуркенова С.Е., методист кафедры педагогики и предметных методик филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по ВКО. Цель семинара: повышение профессиональных компетенций педагогов по использованию инновационных стратегий и технологий в процессе обучения и воспитания.
     
В рамках работы семинара 9 педагогов КГУ «Глубоковская средняя школа им.Ы.Алтынсарина» показали открытые уроки и мастер-классы, где приняли активное участие 47 педагогов  школ – точек роста Глубоковского района  Восточно-Казахстанской области. 
Участники  поделились своим педагогическим опытом по теме семинара и обсудили актуальные темы по предметным областям, рассмотрели широкий спектр вопросов:
  • эффективные формы работы с текстом для развития  функциональной грамотности; методы развития навыков произношения на уроках казахского языка;
  • составление заданий формативного оценивания по алгебре для чащихся с ООП;
  • развитие читательской грамотности через использование активных методов обучения;
  • применение альтернативных методов на занятиях дефектолога, логопеда.
]]>
admin Tue, 30 Apr 2024 17:24:03 +0600
Прорицание. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/889-proricanie.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/889-proricanie.html Педагогикалық сиқыр зертханасы "Кому... Кооп... Креа... Крити!"soft skills - ті 4K моделін жүзеге асыру аясында дамытудың 3-2-1 форматымен аяқталды: Мен бүгін білген ең маңызды үш мәселе; сабақтарымда қолданатын екі оқу құрылымы; жұмыс кезінде туындаған бір түсініктеме немесе сұрақ.
Лаборатория педагогического волшебства "Комму... Кооп... Креа... Крити!" по развитию soft skills в контексте реализации модели 4К была завершена Прорицанием в формате 3-2-1: три самых важных момента, которые я узнал сегодня; две обучающие структуры, которые я буду применять на своих уроках; один комментарий или вопрос, который возник во время работы.

]]>
Педагогикалық сиқыр зертханасы "Кому... Кооп... Креа... Крити!"soft skills - ті 4K моделін жүзеге асыру аясында дамытудың 3-2-1 форматымен аяқталды: Мен бүгін білген ең маңызды үш мәселе; сабақтарымда қолданатын екі оқу құрылымы; жұмыс кезінде туындаған бір түсініктеме немесе сұрақ.
Лаборатория педагогического волшебства "Комму... Кооп... Креа... Крити!" по развитию soft skills в контексте реализации модели 4К была завершена Прорицанием в формате 3-2-1: три самых важных момента, которые я узнал сегодня; две обучающие структуры, которые я буду применять на своих уроках; один комментарий или вопрос, который возник во время работы.

]]>
admin Fri, 29 Dec 2023 15:56:00 +0600
Педагогикалық шеберлік зертханасы. 4 сабақ. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/888-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-4-saba.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/888-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-4-saba.html "Защита от тёмных искусств" педагогикалық сиқыр зертханасының төртінші сабағында Куракпаева Айжан Далелгазиновна педагогтарға "ГЛОБУС" жаттығуы арқылы Никита Непряхиннің сыни ойлауының алты негізгі критерийін ұсынды. Сыни тұрғыдан ойлау дегеніміз - икемді ойлау, логикалық презентация, негізделген пайымдаулар, бейтарап көзқарас, реттелген ойлар, тәуелсіз ойлау. Қысқа тест арқылы барлығы күнделікті ақпарат ағынында шындықты фейктерден қалай ажыратуға болатынын білді. Үйге сыни ойлауды дамыту үшін өзін-өзі зерттеуге қажетті ресурстар берілді.
На четвёртом уроке Лаборатории педагогического волшебства "Защита от тёмных искусств" Куракпаева Айжан Далелгазиновна предложила педагогам шесть основных критериев критического мышления Никиты Непряхина с помощью упражнения "ГЛОБУС". Мыслить критически - это значит - гибко, логично, обоснованно, беспристрастно, упорядоченно, самостоятельно. А с помощью короткого теста все узнали как отличить правду от фейков в повседневном потоке информации. На дом были даны ресурсы, необходимые для самостоятельного изучения, для развития критического мышления.

]]>
"Защита от тёмных искусств" педагогикалық сиқыр зертханасының төртінші сабағында Куракпаева Айжан Далелгазиновна педагогтарға "ГЛОБУС" жаттығуы арқылы Никита Непряхиннің сыни ойлауының алты негізгі критерийін ұсынды. Сыни тұрғыдан ойлау дегеніміз - икемді ойлау, логикалық презентация, негізделген пайымдаулар, бейтарап көзқарас, реттелген ойлар, тәуелсіз ойлау. Қысқа тест арқылы барлығы күнделікті ақпарат ағынында шындықты фейктерден қалай ажыратуға болатынын білді. Үйге сыни ойлауды дамыту үшін өзін-өзі зерттеуге қажетті ресурстар берілді.
На четвёртом уроке Лаборатории педагогического волшебства "Защита от тёмных искусств" Куракпаева Айжан Далелгазиновна предложила педагогам шесть основных критериев критического мышления Никиты Непряхина с помощью упражнения "ГЛОБУС". Мыслить критически - это значит - гибко, логично, обоснованно, беспристрастно, упорядоченно, самостоятельно. А с помощью короткого теста все узнали как отличить правду от фейков в повседневном потоке информации. На дом были даны ресурсы, необходимые для самостоятельного изучения, для развития критического мышления.

]]>
admin Fri, 29 Dec 2023 15:53:04 +0600
Педагогикалық шеберлік зертханасы. 3 сабақ. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/887-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-3-saba.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/887-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-3-saba.html "Магловедение" педагогикалық сиқыр зертханасының үшінші сабағында Рыболова Марина Михайловна педагогтарды топтарға бөлу тәсілдерімен, топтық жұмыстың ерекшеліктерімен, оны ұйымдастыру барысында туындайтын қателіктермен таныстырды. Топтағы мұғалімдер әр қатысушының өзара толық түсіністіктері арқылы, сондай-ақ түрлі-түсті қарындаштар, бояулар және нұсқауларды нақты орындаулары арқылы бүкіл топтың жұмысына қосқан үлесінің маңыздылығын дәлелдеді. "Rally Robin" тәсілі аралас сабақ алгоритмі кезінде пайдалы болды.

На третьем уроке Лаборатории педагогического волшебства "Магловедение" Рыболова Марина Михайловна познакомила педагогов со способами деления на группы, особенностями командной работы, возможными ошибками при её организации. Учителя в группах доказали важность вклада каждого участника в результат работы всей группы с помощью простых карандашей и полного взаимопонимания, а также, с помощью цветных карандашей, раскрасок и чёткого выполнения инструкций. Приём "Rally Robin" пригодился при воспроизведении алгоритма проведения комбинированного урока.





]]>
"Магловедение" педагогикалық сиқыр зертханасының үшінші сабағында Рыболова Марина Михайловна педагогтарды топтарға бөлу тәсілдерімен, топтық жұмыстың ерекшеліктерімен, оны ұйымдастыру барысында туындайтын қателіктермен таныстырды. Топтағы мұғалімдер әр қатысушының өзара толық түсіністіктері арқылы, сондай-ақ түрлі-түсті қарындаштар, бояулар және нұсқауларды нақты орындаулары арқылы бүкіл топтың жұмысына қосқан үлесінің маңыздылығын дәлелдеді. "Rally Robin" тәсілі аралас сабақ алгоритмі кезінде пайдалы болды.

На третьем уроке Лаборатории педагогического волшебства "Магловедение" Рыболова Марина Михайловна познакомила педагогов со способами деления на группы, особенностями командной работы, возможными ошибками при её организации. Учителя в группах доказали важность вклада каждого участника в результат работы всей группы с помощью простых карандашей и полного взаимопонимания, а также, с помощью цветных карандашей, раскрасок и чёткого выполнения инструкций. Приём "Rally Robin" пригодился при воспроизведении алгоритма проведения комбинированного урока.





]]>
admin Fri, 29 Dec 2023 15:52:09 +0600
Педагогикалық шеберлік зертханасы. 2 сабақ. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/886-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-2-saba.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/886-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-2-saba.html "Зельеварение" педагогикалық сиқыр зертханасының екінші сабағын Куракпаева Айжан Далелгазиновна өткізді. Сабақ шығармашылықты дамытуға бағытталған. Мұғалімдер друдлдарды сипаттады (суреттерді әртүрлі тәсілдермен түсіндіруге болатын тәсіл), армандаушы, реалист және сыншы ретінде "Now Wow How" әдісі мен "Уолт Дисней"жаттығуы арқылы өз идеяларын бағалады.
Второй урок Лаборатории педагогического волшебства "Зельеварение" провела Куракпаева Айжан Далелгазиновна. Урок направлен на развитие креативности. Учителя описывали друдлы (картинки, которые можно интерпретировать разными способами), побывали в роли Мечтателя, Реалиста и Критика, оценили свои идеи с помощью методики "Now Wow How" и упражнения "Уолт Дисней".

]]>
"Зельеварение" педагогикалық сиқыр зертханасының екінші сабағын Куракпаева Айжан Далелгазиновна өткізді. Сабақ шығармашылықты дамытуға бағытталған. Мұғалімдер друдлдарды сипаттады (суреттерді әртүрлі тәсілдермен түсіндіруге болатын тәсіл), армандаушы, реалист және сыншы ретінде "Now Wow How" әдісі мен "Уолт Дисней"жаттығуы арқылы өз идеяларын бағалады.
Второй урок Лаборатории педагогического волшебства "Зельеварение" провела Куракпаева Айжан Далелгазиновна. Урок направлен на развитие креативности. Учителя описывали друдлы (картинки, которые можно интерпретировать разными способами), побывали в роли Мечтателя, Реалиста и Критика, оценили свои идеи с помощью методики "Now Wow How" и упражнения "Уолт Дисней".

]]>
admin Fri, 29 Dec 2023 15:36:19 +0600
Педагогикалық шеберлік зертханасы. 1 сабақ. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/885-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-1-saba.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/885-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy-1-saba.html
"Астрономия" педагогикалық сиқыр зертханасының бірінші сабағын Рыболова Марина Михайловна өткізді. Сабақ мұғалімдерді сабақтағы оқушылардың қарым-қатынасын дамыту әдістерімен таныстыруға бағытталған. Мұғалімдерге бір-бірін жақынырақ білуге, жұмыс тәжірибесімен алмасуға, ең ерекше үй тапсырмалары, бейне үзінділер және сабақтарында қолданылатын белсенді оқыту әдістерімен бөлісуге байланысты жұппен жұмыс жасауға мүмкіндік беретін "Бірдей затты тап" тапсырмасын, "Clock buddies" техникасын игерді.

Первый урок Лаборатории педагогического волшебства "Астрономия" провела Рыболова Марина Михайловна. Урок был нацелен на ознакомление педагогов с приёмами развития у учащихся коммуникации на уроке. Учителя освоили задание "Найди такого же", приём "Clock buddies", которые позволили им больше узнать друг друга, обменяться опытом работы, рассказать в парах о самых необычных домашних заданиях, о видеофрагментах и активных методах обучения, используемых на своих уроках.

]]>

"Астрономия" педагогикалық сиқыр зертханасының бірінші сабағын Рыболова Марина Михайловна өткізді. Сабақ мұғалімдерді сабақтағы оқушылардың қарым-қатынасын дамыту әдістерімен таныстыруға бағытталған. Мұғалімдерге бір-бірін жақынырақ білуге, жұмыс тәжірибесімен алмасуға, ең ерекше үй тапсырмалары, бейне үзінділер және сабақтарында қолданылатын белсенді оқыту әдістерімен бөлісуге байланысты жұппен жұмыс жасауға мүмкіндік беретін "Бірдей затты тап" тапсырмасын, "Clock buddies" техникасын игерді.

Первый урок Лаборатории педагогического волшебства "Астрономия" провела Рыболова Марина Михайловна. Урок был нацелен на ознакомление педагогов с приёмами развития у учащихся коммуникации на уроке. Учителя освоили задание "Найди такого же", приём "Clock buddies", которые позволили им больше узнать друг друга, обменяться опытом работы, рассказать в парах о самых необычных домашних заданиях, о видеофрагментах и активных методах обучения, используемых на своих уроках.

]]>
admin Fri, 29 Dec 2023 15:21:40 +0600
Педагогикалық шеберлік зертханасы. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/884-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/884-pedagogikaly-sheberlk-zerthanasy.html Қысқы демалыста мектеп педагогтары "Комму... Кооп... Креа... Крити!" зертханасына қатысты, мақсаты 4К моделін іске асыру контекстінде soft skills-ті дамытуға бағытталған жағдайлар жасау бойынша педагогтердің кәсіби құзыреттілігін дамыту. Зертханаға қатысушылар сыйқырлы қалпақтың көмегімен төрт факультетке бөлінді.
Кесте бойынша төрт сабақ өтті, әрқайсысында бір құзыреттілікті дамытуға баса назар аударылды: коммуникация, шығармашылық, топтық жұмыс, сыни ойлау. Зертхана оқытушылары ретінде мектеп директорының орынбасарлары Куракпаева Айжан Далелгазиновна және Рыболова Марина Михайловна сөз сөйледі.

На зимних каникулах педагоги школы стали участниками Лаборатории педагогического волшебства "Комму... Кооп... Креа... Крити!", целью которой было развитие профессиональных компетенций педагогов по созданию условий, направленных на развитие soft skills в контексте реализации модели 4К. Лаборатория проведена в стиле произведений о Гарри Поттере. Участники Лаборатории были поделены на четыре факультета с помощью распределительной шляпы. Каждый получил волшебную палочку и позитивный настрой на работу.
По расписанию прошли четыре урока, на каждом сделан упор на развитие какой-то одной компетенции: коммуникации, креативности, командной работы, критического мышления. В роли преподавателей Лаборатории выступили заместители директора школы Куракпаева Айжан Далелгазиновна и Рыболова Марина Михайловна.

]]>
Қысқы демалыста мектеп педагогтары "Комму... Кооп... Креа... Крити!" зертханасына қатысты, мақсаты 4К моделін іске асыру контекстінде soft skills-ті дамытуға бағытталған жағдайлар жасау бойынша педагогтердің кәсіби құзыреттілігін дамыту. Зертханаға қатысушылар сыйқырлы қалпақтың көмегімен төрт факультетке бөлінді.
Кесте бойынша төрт сабақ өтті, әрқайсысында бір құзыреттілікті дамытуға баса назар аударылды: коммуникация, шығармашылық, топтық жұмыс, сыни ойлау. Зертхана оқытушылары ретінде мектеп директорының орынбасарлары Куракпаева Айжан Далелгазиновна және Рыболова Марина Михайловна сөз сөйледі.

На зимних каникулах педагоги школы стали участниками Лаборатории педагогического волшебства "Комму... Кооп... Креа... Крити!", целью которой было развитие профессиональных компетенций педагогов по созданию условий, направленных на развитие soft skills в контексте реализации модели 4К. Лаборатория проведена в стиле произведений о Гарри Поттере. Участники Лаборатории были поделены на четыре факультета с помощью распределительной шляпы. Каждый получил волшебную палочку и позитивный настрой на работу.
По расписанию прошли четыре урока, на каждом сделан упор на развитие какой-то одной компетенции: коммуникации, креативности, командной работы, критического мышления. В роли преподавателей Лаборатории выступили заместители директора школы Куракпаева Айжан Далелгазиновна и Рыболова Марина Михайловна.

]]>
admin Fri, 29 Dec 2023 15:12:56 +0600
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС. Будюкина Л.Н. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/783-metodicheskij-chas-budjukina-ln.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/783-metodicheskij-chas-budjukina-ln.html
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС. Будюкина Л.Н.

Школьный тренер Будюкина Любовь Николаевна напомнила участникам и гостям тонкости организации, проведения и анализа исследования урока Lesson Study.

«Исследование урока «Lesson study».

Цель: Оказание содействия молодым специалистам и начинающим учителям в понимании подхода «Lesson study»  и в применении данного метода в учебном процессе.

Ожидаемые результаты: участники  узнают о подходе «Lesson study» и оценят важность применения данного метода исследования в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.

LessonStudy

LessonStudy - коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.

Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в LessonStudy имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором учителя совместно изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками LessonStudy являются креативность и научная  точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.

Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс

Подход LessonStudy первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить LessonStudy большую эффективность.


Основные  результаты подхода Lesson Study это-

  • сосредоточенность на обучении учащихся, а не на преподавании учителей;
  • совместное планирование, проведение, наблюдение, анализ, презентация;
  • Применение совокупности методов, направленных на процесс обучения каждого учащегося;
  • совершенствуется методика обучения
  • совершенствуется  планирование   урока

Рассмотрим алгоритм исследования урока, который является наиболее эффективным. Данная технология чаще всего внедряется администрацией, но учителя сами могут стать инициаторами проекта. 

Шаг 1: Изучение теоретического материала, изучение практического опыта. 

Шаг 2: Формирование группы. Здесь необходимо учесть все основы и правила работы по Lesson Study: выбрать класс, представителя администрации – директор, заместитель  директора, школьного тренера, сертифицированного учитель 2 уровня. Всего в группе  не более   7 человек. Группа работет по принципу доверительных и доброжелательных отношений, и все члены имеют равный статус.

Шаг 3: Выбор исследовательской темы, цели и предметной области.  Для проведения исследования урока (Lesson study) сперва необходимо определить фокус исследования или исследовательский вопрос. Далее (прежде чем планировать урок) следует провести предварительное исследование, которое включает аспекты, связанные с темой урока, содержанием учебного материала, методами обучения, изучение передового педагогического опыта, сбор информации об учащихся (знания и способы обучения).  Известно, что цели Lesson Study могут совпадать с темой работы школы.  

Шаг 4: Планирование первого  Lesson Study. 

 Выбор «исследуемых» учеников. 

На 1-ой встрече учитель, который проводит  урок выбирает трех «исследуемых» учеников, которые являются типичными представителями определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. Детям  дается краткая характеристика. Учителя -  наблюдатели фиксируют информацию о своих «подопечных». 

Наша задача в ходя проведения Lesson Study  помочь ученику С подняться на ступень В, ученику В – на ступень А, ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.

 Группой совместно разрабатывается план  первого урока. Каждый этап урока разрабатывается с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения (даны в рекомендациях по проведению Lesson Study) отмечаются ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании необходимо построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. 

Шаг 5. Проведение первого Lesson Study

Наблюдатели заполняют составленную схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксируют все ответы, действия учеников. Собирают весь материал, необходимый для дальнейшей работы. Наблюдатели могут передвигаться по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока.

Шаг 6. Опрос исследуемых учащихся.

Группа Lesson Study, по окончании,  опрашивают исследуемых учащихся, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе.

Опрос должен быть кратким (не более 5-ти минут) проведен со всеми исследуемыми учащимися одновременно или с каждым из них, по отдельности.

Желательно проводить опрос учащихся при первой появившейся возможности, хотя, в идеале – по окончании урока.

Необходимо дословно записывать в своих заметках некоторые из их ответов.

В отдельных случаях, после урока проводят опрос и других учащихся из тех же групп, что и исследуемые учащиеся, что помогает рассматривать ответы с разных точек зрения, хотя, это может усложнить собранные данные.

Шаг 7. Обсуждение  и первоначальное планирование второго урока.

Один из наиболее ценных   этапов в проведении исследования. 

  • наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
  • обучение класса в целом;
  • ход исследовательского урока и процесс преподавания;
  • постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
  • совместное планирование группой следующего LessonStudy.

Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако,  в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Все высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складываются в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей. Очень целесообразно производить видеосъёмку урока, которая   помогает просмотреть какие-то спорные вопросы. 

Шаги 8 - 11. Проведение второго урока. Обсуждение. 

                       Проведение третьего урока. Обсуждение.

Возможен и четвертый урок с последующим обсуждением. И т д.

Шаг 12. Представление материалов Lesson Study коллегам.

После цикла LessonStudy (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты. Итог исследования презентуется. 

  • Выступление на МО
  • Представление итогов исследования на педагогических советах или семинарах
  • Методические публикации

Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.

Хочется закончить  следующей цитатой: «Урок – исследование является простой идеей. Если вы хотите улучшить обучение, что может быть более очевидным,  чем сотрудничать с другими учителями - планировать, наблюдать, размышлять над уроками». (Lewis, 2002).










]]>
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС. Будюкина Л.Н.

Школьный тренер Будюкина Любовь Николаевна напомнила участникам и гостям тонкости организации, проведения и анализа исследования урока Lesson Study.

«Исследование урока «Lesson study».

Цель: Оказание содействия молодым специалистам и начинающим учителям в понимании подхода «Lesson study»  и в применении данного метода в учебном процессе.

Ожидаемые результаты: участники  узнают о подходе «Lesson study» и оценят важность применения данного метода исследования в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания.

LessonStudy

LessonStudy - коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.

Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в LessonStudy имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором учителя совместно изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками LessonStudy являются креативность и научная  точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.

Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс

Подход LessonStudy первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить LessonStudy большую эффективность.


Основные  результаты подхода Lesson Study это-

  • сосредоточенность на обучении учащихся, а не на преподавании учителей;
  • совместное планирование, проведение, наблюдение, анализ, презентация;
  • Применение совокупности методов, направленных на процесс обучения каждого учащегося;
  • совершенствуется методика обучения
  • совершенствуется  планирование   урока

Рассмотрим алгоритм исследования урока, который является наиболее эффективным. Данная технология чаще всего внедряется администрацией, но учителя сами могут стать инициаторами проекта. 

Шаг 1: Изучение теоретического материала, изучение практического опыта. 

Шаг 2: Формирование группы. Здесь необходимо учесть все основы и правила работы по Lesson Study: выбрать класс, представителя администрации – директор, заместитель  директора, школьного тренера, сертифицированного учитель 2 уровня. Всего в группе  не более   7 человек. Группа работет по принципу доверительных и доброжелательных отношений, и все члены имеют равный статус.

Шаг 3: Выбор исследовательской темы, цели и предметной области.  Для проведения исследования урока (Lesson study) сперва необходимо определить фокус исследования или исследовательский вопрос. Далее (прежде чем планировать урок) следует провести предварительное исследование, которое включает аспекты, связанные с темой урока, содержанием учебного материала, методами обучения, изучение передового педагогического опыта, сбор информации об учащихся (знания и способы обучения).  Известно, что цели Lesson Study могут совпадать с темой работы школы.  

Шаг 4: Планирование первого  Lesson Study. 

 Выбор «исследуемых» учеников. 

На 1-ой встрече учитель, который проводит  урок выбирает трех «исследуемых» учеников, которые являются типичными представителями определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. Детям  дается краткая характеристика. Учителя -  наблюдатели фиксируют информацию о своих «подопечных». 

Наша задача в ходя проведения Lesson Study  помочь ученику С подняться на ступень В, ученику В – на ступень А, ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.

 Группой совместно разрабатывается план  первого урока. Каждый этап урока разрабатывается с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения (даны в рекомендациях по проведению Lesson Study) отмечаются ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании необходимо построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. 

Шаг 5. Проведение первого Lesson Study

Наблюдатели заполняют составленную схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксируют все ответы, действия учеников. Собирают весь материал, необходимый для дальнейшей работы. Наблюдатели могут передвигаться по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель может фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока.

Шаг 6. Опрос исследуемых учащихся.

Группа Lesson Study, по окончании,  опрашивают исследуемых учащихся, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе.

Опрос должен быть кратким (не более 5-ти минут) проведен со всеми исследуемыми учащимися одновременно или с каждым из них, по отдельности.

Желательно проводить опрос учащихся при первой появившейся возможности, хотя, в идеале – по окончании урока.

Необходимо дословно записывать в своих заметках некоторые из их ответов.

В отдельных случаях, после урока проводят опрос и других учащихся из тех же групп, что и исследуемые учащиеся, что помогает рассматривать ответы с разных точек зрения, хотя, это может усложнить собранные данные.

Шаг 7. Обсуждение  и первоначальное планирование второго урока.

Один из наиболее ценных   этапов в проведении исследования. 

  • наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
  • обучение класса в целом;
  • ход исследовательского урока и процесс преподавания;
  • постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
  • совместное планирование группой следующего LessonStudy.

Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако,  в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Все высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складываются в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей. Очень целесообразно производить видеосъёмку урока, которая   помогает просмотреть какие-то спорные вопросы. 

Шаги 8 - 11. Проведение второго урока. Обсуждение. 

                       Проведение третьего урока. Обсуждение.

Возможен и четвертый урок с последующим обсуждением. И т д.

Шаг 12. Представление материалов Lesson Study коллегам.

После цикла LessonStudy (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты. Итог исследования презентуется. 

  • Выступление на МО
  • Представление итогов исследования на педагогических советах или семинарах
  • Методические публикации

Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.

Хочется закончить  следующей цитатой: «Урок – исследование является простой идеей. Если вы хотите улучшить обучение, что может быть более очевидным,  чем сотрудничать с другими учителями - планировать, наблюдать, размышлять над уроками». (Lewis, 2002).










]]>
admin Fri, 27 Jan 2023 14:43:21 +0600
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС. Максимовская С.М. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/782-metodicheskij-chas-maksimovskaja-sm.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/782-metodicheskij-chas-maksimovskaja-sm.html Школьный тренер Максимовская Светлана Михайловна ознакомила слушателей с особенностями метода Action Research.

Максимовская С.М.

Школьный тренер

Тема: «Метод  Action Research». 

Цель: Участники педагогического совета знакомятся с методом Action Research (Исследование в действии), с его  видами и этапами, понимают значение  Action Research     в профессиональной деятельности педагога.

В новых правилах и условиях  проведения аттестации педагогических работников  в главе 3, параграф 1.Порядок очередного присвоения квалификационной категории педагогов в пункте 39, для  учителей всех квалификационных категорий, включая и «педагогов- стажёров», есть такое требование «… проводит исследование урока, в том числе лессон стадии  (Lesson Study), применяет метод экшн рисёрч (Action Research).

Что же это такое? В переводе «экшен» - действие, «рисёрч»- исследование - таким образом это исследование в действии или исследование через действие, но самое главное, что это два этапа исследование и действие.

Организация исследования в действии помогает учителю выявить проблему, изучить теорию вопроса и в реальной ситуации найти решение.  Иногда проблемы, которые возникают у учителя настолько локальны, что их решить не может никто кроме учителя и школы.Таким образом, подобное исследование имеет большое преимущество в том, что проблема решается без промедления в конкретных условиях для конкретных учащихся. Кроме того учитель , проводя исследование в действии, активно, продвигает вперёд свою практику и улучшает качество обучения своих учащихся,формирует  собственные рефлексивные навыки что является важным условием современного образования.

Исследованием в действии могут заниматься не только учителя, но и другие сотрудники школы, представители администрации, методисты, воспитатели, кураторы, ассистенты и другие лица, которые имеют отношение к сфере образования, не прибегая к услугам наставников или  тренеров и коучей.

Кто же стоял у истока этого метода? Во многих источниках это Курт Левин. Курт Левин  - его чаще всего описывают как создателя (экшн рисёрч)Action Research. Он интересен тем, что он первый стал говорить о минусах научных исследований для учителей, т. к они уходят далеко от практики. Много глобальных исследований, но   конкретно для учителя, школы они не имеют значения, ничем не могут помочь. Он первый начал говорить  об исследовании которые ведут к социальному действию, т. е к какому то конкретному, положительному изменению.

ДжонКольер - ввёл термин (Action Research)

Стивен Кори представил ActionResearch в область образования в 1950 годы. В своей книге «ActionResearch для улучшения школьной практики» , Кори утверждал, что  образовательное изменение не будет иметь место, если практикующие не участвуют в разработке учебных программ и учебных практик, опираясь на эмпирические знания, которые они получают через исследование». 

Потом, были и другие последователи изучения данного исследования (экшн рисёрч) (ActionResearch).

Существует несколько видов  «Исследования в действии». Виды исследования в действии    в зависимости от вовлеченных в него участников. Проведение исследования возможно одним учителем, изучающим проблемы класса, в котором он работает, командой учителей, исследующих общую проблематику, а также другими лицами, изучающими проблемы школы, района, города.

       Индивидуальное исследование в действии учителя, в рамках которого изучается одна проблема, касающаяся ситуации конкретного класса. Учитель может искать ответы на поставленные проблемы в контексте стратегий обучения, управления классом, использования ресурсов или проблемы обучения учащихся. В этом, учителям могут оказывать помощь методист, директор или родители. Один из недостатков индивидуального исследования в действии заключается в том, что результаты его не могут быть обсуждены публично до тех пор, пока учитель не решит официально ознакомить с ними коллег, подготовить презентацию к конференции или предоставить письменный материал в какой-либо журнал или информационный бюллетень.  

Совместное исследование в действии- предполагает участие двух и более учителей и других лиц, заинтересованных в решении актуальных проблем класса, членов методического объединения и др. Поставленная проблема может быть актуальна только для одного класса или быть характерной для многих классов. Учителям, осуществляющим данное исследование, может быть оказана внешняя поддержка в лице представителей вузовской педагогической общественности и др. партнеров. 

Расширенное школьное исследование в действииконцентрируется на  проблемах общего порядка

Например - проблема родительского участия в деятельности школы и определение, в этой связи, способов привлечения наибольшего количества родителей к участию в рассмотрении принципиально важных моментов; 

-проблема разработки организационно-управленческой структуры школы и т. д. Группа сотрудников школы работают совместно для разработки плана исследования проблемы, сбора и анализа данных и принятия решения в соответствии с утвержденным планом действий. Примером исследования в действии для школы может служить экспертиза результатов внешнего итогового контроля знаний для определения аспектов обучения, негативно влияющих на итоговый результат и последующая разработка плана корректирующих действий с целью повышения успеваемости учащихся. Далее, заслуживает внимания проблема отсутствия консенсуса в работе команды, объединенной для совершенствования процесса в условия взаимозависимости друг от друга. Эффективное сотрудничество в условиях групповой работы и индивидуальный вклад каждого в общий результат очень важны. Когда названные проблемы будут решены, появится чувство соучастия и удовлетворения от результатов проведенной работы. 

Расширенное региональное исследование в действии является более  сложным и требует большего объема ресурсов, но и результаты его могут быть значимыми. Предметом подобного исследования могут быть организационные и общественные процессы, успеваемость учащихся или последствия проведенных реформ. Региональные исследования в действии могут быть направлены на решение общей проблемы, типичной для ряда школ или посвящены одной из проблем организационного характера. Недостатками подобного типа исследований является необходимость разработки и ведения обобщающей документации, обеспечения дальнейшего продолжения и развития исследовательского процесса.

Несмотря на разновидность исследования в действии в нем имеются общие, характерные для всех типов элементы, характеристике которых посвящены работы Уолтерс-Адамса (2006), а именно он говорит, что :

«Исследование в действии осуществляют учителя, желающие понять иусовершенствовать свою практику, улучшить свою работу, что придает исследованию личностный характер, и способствует признанию либо критическому осмыслению условий, в которых реализуется образовательная практика. В данном контексте исследование не носит фундаментальный характер. 

              Исследование в действии предполагает последовательность этапов планирования, реализации и рефлексии по завершению, что позволяет воспринимать его, как цикл: «Исследуй-действуй -анализируй».  

              Современные последователи К. ЛевИна, в частности Стефан Кеммис, называет два цикла по 4 операции в каждом из них (план, действие, наблюдение, рефлексия).

              Джеральд Сасмен  выделял  в каждом исследовательском цикле (экшн рисёрч)5 операций (диагностика, план, действие, оценка, выводы). Первый этап- диагностика(выявление проблемы и сбор необходимых данных). Познакомившись сситуацией, разработывается план действий, может появиться несколько альтернативных способов решения, необходимо  на третьем этапе выбрать  одно единственное решение и приступить к практическим шагам, четвёртый этап- оценка( что- то вышло не так, как ожидали, а что-то и вообще не получилось. На пятом этапе- подводим итоги, первого цикла. Если пришли к неутешительному итогу, тогда повторяется все снова, но уже на втором цикле. Как говорят, любой опыт важен, даже негативный. Рапзумеется, что  неудачный опыт вселяет неуверенность в своих силах, увеличивается степень риска, ведь никто не дает гарантий, что на втором цикле вы добьетесь успеха.

              Ещё один исследовательУолтер- Адамс говорил о 6 этапах в «исследовании в действии».

              Я предлагаю вашему вниманию  более простые этапы по которым можно проводить данное исследование. Которыми пользуются учителя, проводившие «Исследование в действии».

              Определение проблемы и сбор данныхДля определения темы исследования подойдет следующее упражнение.Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать свой вопрос исследования.

              Продолжите фразы: 

Я озадачена ____________________

Мне любопытно ___________________________

Я бы хотела улучшить _______________

Как изменится моя работа, если я ________________ 

              Для педагогической деятельности подойдут вопросы такого типа:

Как повлияет на качество письменных работ по английскому языку учеников девятого класса метод их оценивания одноклассниками (peer assessment)?

Улучшатся ли отношения учеников между собой, если организовать регулярные встречи в малых группах?

Как получить качественную обратную связь от ребят относительно уровня моего преподавания?

Ещё раз хочу отметить, что исследовательский вопрос  каждый учитель должен для себя чётко сформулировать и максимально сузить выбранную тему,выбрать конкретную проблему.

              Индивидуальный анализ или коллективное обсуждение.

Как я уже говорила, что исследование в действии может быть как индивидуальным, так и коллективным, но советуют, что у каждого «Исследователя» должен быть критический друг, с которым можно в случае необходимости переговорить.

              На этом этапе учитель решает вопрос, кого он может привлечь к исследованию. Нужно ли что-то изучить, почитать литературу по проблеме исследования.

              Выбор и реализация плана действий.

 Ещё раз обращаю внимание, что проводя (экшен ресёрч) мы никому ничего не доказываем, мы   лишь стараемся качественно улучшать свою   повседневную профессиональную деятельность.

              Сбор и анализ данных после осуществления преобразований

Это наблюдения, опросы, анкетирование, интервью, то есть то, что нам поможет понять решилась моя проблема, в результате внесения определенных вмешательста или нет.

              Оценка результатов.

На данном этапе проводится рефлЕксия: решилась проблема или нет. Если ответ отрицательный, начинается новый цикл, уже с новой гипотезой.

              И итогом исследования, конечно служат, выступление на педсоветах, МО, и   публикации учителя по данной проблеме. Возможно ваше исследование поможет другому педагогу, у которого такая же проблема.

Но также можно отметить и отрицательную сторону данного исследования.

- Не все учителя захотят поделиться своими результатами исследования, и никто их не может заставить это сделать.

- Не всегда ваша проблема исследования может быть кому-то интересна.

В Природе изначально гармонично,

Процессы развиваются ритмично.

Уходит ночь  и день приходит новый,

Восток светлеет -  всходит солнце снова.

И каждый год меняет зиму лето .

И бесконечно повторится это.

...Чтоб дело шло, и ты циклично действуй:

Планируй, Делай, Проверяй, Воздействуй!

                                                        П.Калита


]]>
Школьный тренер Максимовская Светлана Михайловна ознакомила слушателей с особенностями метода Action Research.

Максимовская С.М.

Школьный тренер

Тема: «Метод  Action Research». 

Цель: Участники педагогического совета знакомятся с методом Action Research (Исследование в действии), с его  видами и этапами, понимают значение  Action Research     в профессиональной деятельности педагога.

В новых правилах и условиях  проведения аттестации педагогических работников  в главе 3, параграф 1.Порядок очередного присвоения квалификационной категории педагогов в пункте 39, для  учителей всех квалификационных категорий, включая и «педагогов- стажёров», есть такое требование «… проводит исследование урока, в том числе лессон стадии  (Lesson Study), применяет метод экшн рисёрч (Action Research).

Что же это такое? В переводе «экшен» - действие, «рисёрч»- исследование - таким образом это исследование в действии или исследование через действие, но самое главное, что это два этапа исследование и действие.

Организация исследования в действии помогает учителю выявить проблему, изучить теорию вопроса и в реальной ситуации найти решение.  Иногда проблемы, которые возникают у учителя настолько локальны, что их решить не может никто кроме учителя и школы.Таким образом, подобное исследование имеет большое преимущество в том, что проблема решается без промедления в конкретных условиях для конкретных учащихся. Кроме того учитель , проводя исследование в действии, активно, продвигает вперёд свою практику и улучшает качество обучения своих учащихся,формирует  собственные рефлексивные навыки что является важным условием современного образования.

Исследованием в действии могут заниматься не только учителя, но и другие сотрудники школы, представители администрации, методисты, воспитатели, кураторы, ассистенты и другие лица, которые имеют отношение к сфере образования, не прибегая к услугам наставников или  тренеров и коучей.

Кто же стоял у истока этого метода? Во многих источниках это Курт Левин. Курт Левин  - его чаще всего описывают как создателя (экшн рисёрч)Action Research. Он интересен тем, что он первый стал говорить о минусах научных исследований для учителей, т. к они уходят далеко от практики. Много глобальных исследований, но   конкретно для учителя, школы они не имеют значения, ничем не могут помочь. Он первый начал говорить  об исследовании которые ведут к социальному действию, т. е к какому то конкретному, положительному изменению.

ДжонКольер - ввёл термин (Action Research)

Стивен Кори представил ActionResearch в область образования в 1950 годы. В своей книге «ActionResearch для улучшения школьной практики» , Кори утверждал, что  образовательное изменение не будет иметь место, если практикующие не участвуют в разработке учебных программ и учебных практик, опираясь на эмпирические знания, которые они получают через исследование». 

Потом, были и другие последователи изучения данного исследования (экшн рисёрч) (ActionResearch).

Существует несколько видов  «Исследования в действии». Виды исследования в действии    в зависимости от вовлеченных в него участников. Проведение исследования возможно одним учителем, изучающим проблемы класса, в котором он работает, командой учителей, исследующих общую проблематику, а также другими лицами, изучающими проблемы школы, района, города.

       Индивидуальное исследование в действии учителя, в рамках которого изучается одна проблема, касающаяся ситуации конкретного класса. Учитель может искать ответы на поставленные проблемы в контексте стратегий обучения, управления классом, использования ресурсов или проблемы обучения учащихся. В этом, учителям могут оказывать помощь методист, директор или родители. Один из недостатков индивидуального исследования в действии заключается в том, что результаты его не могут быть обсуждены публично до тех пор, пока учитель не решит официально ознакомить с ними коллег, подготовить презентацию к конференции или предоставить письменный материал в какой-либо журнал или информационный бюллетень.  

Совместное исследование в действии- предполагает участие двух и более учителей и других лиц, заинтересованных в решении актуальных проблем класса, членов методического объединения и др. Поставленная проблема может быть актуальна только для одного класса или быть характерной для многих классов. Учителям, осуществляющим данное исследование, может быть оказана внешняя поддержка в лице представителей вузовской педагогической общественности и др. партнеров. 

Расширенное школьное исследование в действииконцентрируется на  проблемах общего порядка

Например - проблема родительского участия в деятельности школы и определение, в этой связи, способов привлечения наибольшего количества родителей к участию в рассмотрении принципиально важных моментов; 

-проблема разработки организационно-управленческой структуры школы и т. д. Группа сотрудников школы работают совместно для разработки плана исследования проблемы, сбора и анализа данных и принятия решения в соответствии с утвержденным планом действий. Примером исследования в действии для школы может служить экспертиза результатов внешнего итогового контроля знаний для определения аспектов обучения, негативно влияющих на итоговый результат и последующая разработка плана корректирующих действий с целью повышения успеваемости учащихся. Далее, заслуживает внимания проблема отсутствия консенсуса в работе команды, объединенной для совершенствования процесса в условия взаимозависимости друг от друга. Эффективное сотрудничество в условиях групповой работы и индивидуальный вклад каждого в общий результат очень важны. Когда названные проблемы будут решены, появится чувство соучастия и удовлетворения от результатов проведенной работы. 

Расширенное региональное исследование в действии является более  сложным и требует большего объема ресурсов, но и результаты его могут быть значимыми. Предметом подобного исследования могут быть организационные и общественные процессы, успеваемость учащихся или последствия проведенных реформ. Региональные исследования в действии могут быть направлены на решение общей проблемы, типичной для ряда школ или посвящены одной из проблем организационного характера. Недостатками подобного типа исследований является необходимость разработки и ведения обобщающей документации, обеспечения дальнейшего продолжения и развития исследовательского процесса.

Несмотря на разновидность исследования в действии в нем имеются общие, характерные для всех типов элементы, характеристике которых посвящены работы Уолтерс-Адамса (2006), а именно он говорит, что :

«Исследование в действии осуществляют учителя, желающие понять иусовершенствовать свою практику, улучшить свою работу, что придает исследованию личностный характер, и способствует признанию либо критическому осмыслению условий, в которых реализуется образовательная практика. В данном контексте исследование не носит фундаментальный характер. 

              Исследование в действии предполагает последовательность этапов планирования, реализации и рефлексии по завершению, что позволяет воспринимать его, как цикл: «Исследуй-действуй -анализируй».  

              Современные последователи К. ЛевИна, в частности Стефан Кеммис, называет два цикла по 4 операции в каждом из них (план, действие, наблюдение, рефлексия).

              Джеральд Сасмен  выделял  в каждом исследовательском цикле (экшн рисёрч)5 операций (диагностика, план, действие, оценка, выводы). Первый этап- диагностика(выявление проблемы и сбор необходимых данных). Познакомившись сситуацией, разработывается план действий, может появиться несколько альтернативных способов решения, необходимо  на третьем этапе выбрать  одно единственное решение и приступить к практическим шагам, четвёртый этап- оценка( что- то вышло не так, как ожидали, а что-то и вообще не получилось. На пятом этапе- подводим итоги, первого цикла. Если пришли к неутешительному итогу, тогда повторяется все снова, но уже на втором цикле. Как говорят, любой опыт важен, даже негативный. Рапзумеется, что  неудачный опыт вселяет неуверенность в своих силах, увеличивается степень риска, ведь никто не дает гарантий, что на втором цикле вы добьетесь успеха.

              Ещё один исследовательУолтер- Адамс говорил о 6 этапах в «исследовании в действии».

              Я предлагаю вашему вниманию  более простые этапы по которым можно проводить данное исследование. Которыми пользуются учителя, проводившие «Исследование в действии».

              Определение проблемы и сбор данныхДля определения темы исследования подойдет следующее упражнение.Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать свой вопрос исследования.

              Продолжите фразы: 

Я озадачена ____________________

Мне любопытно ___________________________

Я бы хотела улучшить _______________

Как изменится моя работа, если я ________________ 

              Для педагогической деятельности подойдут вопросы такого типа:

Как повлияет на качество письменных работ по английскому языку учеников девятого класса метод их оценивания одноклассниками (peer assessment)?

Улучшатся ли отношения учеников между собой, если организовать регулярные встречи в малых группах?

Как получить качественную обратную связь от ребят относительно уровня моего преподавания?

Ещё раз хочу отметить, что исследовательский вопрос  каждый учитель должен для себя чётко сформулировать и максимально сузить выбранную тему,выбрать конкретную проблему.

              Индивидуальный анализ или коллективное обсуждение.

Как я уже говорила, что исследование в действии может быть как индивидуальным, так и коллективным, но советуют, что у каждого «Исследователя» должен быть критический друг, с которым можно в случае необходимости переговорить.

              На этом этапе учитель решает вопрос, кого он может привлечь к исследованию. Нужно ли что-то изучить, почитать литературу по проблеме исследования.

              Выбор и реализация плана действий.

 Ещё раз обращаю внимание, что проводя (экшен ресёрч) мы никому ничего не доказываем, мы   лишь стараемся качественно улучшать свою   повседневную профессиональную деятельность.

              Сбор и анализ данных после осуществления преобразований

Это наблюдения, опросы, анкетирование, интервью, то есть то, что нам поможет понять решилась моя проблема, в результате внесения определенных вмешательста или нет.

              Оценка результатов.

На данном этапе проводится рефлЕксия: решилась проблема или нет. Если ответ отрицательный, начинается новый цикл, уже с новой гипотезой.

              И итогом исследования, конечно служат, выступление на педсоветах, МО, и   публикации учителя по данной проблеме. Возможно ваше исследование поможет другому педагогу, у которого такая же проблема.

Но также можно отметить и отрицательную сторону данного исследования.

- Не все учителя захотят поделиться своими результатами исследования, и никто их не может заставить это сделать.

- Не всегда ваша проблема исследования может быть кому-то интересна.

В Природе изначально гармонично,

Процессы развиваются ритмично.

Уходит ночь  и день приходит новый,

Восток светлеет -  всходит солнце снова.

И каждый год меняет зиму лето .

И бесконечно повторится это.

...Чтоб дело шло, и ты циклично действуй:

Планируй, Делай, Проверяй, Воздействуй!

                                                        П.Калита


]]>
admin Fri, 27 Jan 2023 13:40:18 +0600
Открытый педагогический совет. Методический час. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/781-otkrytyj-pedagogicheskij-sovet-metodicheskij-chas.html http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/main/781-otkrytyj-pedagogicheskij-sovet-metodicheskij-chas.html
Открытый педагогический совет. Методический час.

Школьный тренер Будюкина Любовь Николаевна напомнила участникам и гостям тонкости организации, проведения и анализа исследования урока Lesson Study.

Школьный тренер Максимовская Светлана Михайловна ознакомила слушателей с особенностями метода Action Research.

Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Голдина Татьяна Викторовна разъяснила правила написания эссе.
]]>
Открытый педагогический совет. Методический час.

Школьный тренер Будюкина Любовь Николаевна напомнила участникам и гостям тонкости организации, проведения и анализа исследования урока Lesson Study.

Школьный тренер Максимовская Светлана Михайловна ознакомила слушателей с особенностями метода Action Research.

Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Голдина Татьяна Викторовна разъяснила правила написания эссе.
]]>
admin Fri, 27 Jan 2023 13:08:17 +0600