16
Тамыз
2021
Августовские секционные заседания. История и общественные дисциплины.
16 Тамыза состоялось заседание предметной секции учителей истории «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ОПЫТ» в рамках Августовской конференции педагогов организаций образования Восточно-Казахстанской области «ОБРАЗОВАННАЯ НАЦИЯ – ЗАЛОГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ». Формат проведения: онлайн – синхронно (ZOOM).
Куропаткина Марина Викторовна выступила в ходе предметной секции с докладом из опыта работы по теме «Формы и приёмы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся».
Формы и приемы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
Одна из главных проблем в обучении истории – это ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В одиночку эта проблема не решается, необходимо не только усилие учителя, но и желание самого ученика, и заинтересованность его родителей.
Школьная программа по истории построена так, что каждая новая тема требует освоения предыдущей, а на повторение материала в классе зачастую не хватает времени, да и уроков повторения как таковых по истории нет. Поэтому одна невыученная тема урока может вызвать целую лавину проблем.
Кого принято считать слабоуспевающим? Это те учащиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Бсобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Первое, с чего начинается работа, - это изучение учащихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей.
Первое, что все я делаю, это провожу анализ затруднений учеников. Мне повезло, что мои пятиклассники отучились в традиционном формате 3 четверти, за которые я смогла определить их уровень знаний, умений, степень возможных рисков в обучении и т.д. Выявление стадии развития, на которой находится ученик, определение зоны его ближайшего развития происходит через наблюдение на уроке. Для меня важна скорость получаемых ответов от учеников, последовательность изложения ответов или отсутствие в них логики, степень подготовки домашнего задания, уровень работы на уроке. На основании этого делаю первоначальный вывод о том, какими способностями обладает ученик, устойчивое ли у него внимание, быстр он или медлителен в работе, может ли долго сосредоточиться на учебном материале, какая память, учится он с желанием или нет. Анализ же самостоятельных работ покажет, правильны мои первоначальные выводы, сделанные в процессе наблюдения за классом, или требуют корректировки. Уже после этого на каждого составляется Карта учебных достижений, которая может изменяться по некоторым параметрам в течение учебного года. Дальнейшая задача – оказать своевременную помощь отстающим ученикам, облегчить их работу над учебным материалом. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, побуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания. Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.
Я здесь не останавливаюсь на консультировании, дополнительных занятиях по коррекции знаний учеников, вовлечении слабоуспевающих во внеурочную деятельность.
Раскрою лишь некоторые формы и приемы работы, используемые мной на самом уроке:
1. Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей. Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный, к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров, предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры, пересказать короткий текст своими словами.
2. При опросе или закреплении использую разного вида «Карточки помощи». Для того, чтобы ученик смог правильно ответить на тот или иной объемный вопрос, ему даются подсказки, которые лежат на отдельном маленьком столе у доски так называемые «Карточки помощи». Каждый, кто испытывает затруднение, может подойти и взять подсказку. Например, карточка «Памятка» с вопросами для характеристики исторической личности. Это может быть план ответа на вопрос про восстание или борьба Казахского ханства с шайбанидами. Варианты подсказок различны. В зависимости от тех затруднений, которые испытывают ученики данного класса. Такими подсказками пользуются не только слабоуспевающие ученики, но и те, кто в данном вопросе не силен в силу разных обстоятельств: не повторил перед уроком, не знает, с чего начать ответ, не умеет логически выстраивать ответ, перескакивая с одного на другое и т.д. (пример – план характеристики исторической личности: Касым, Хакназар, Есим, Тауке.) Особенно подсказки важны при работе с контурной картой, когда и хорошо успевающему ученику не просто в ней ориентироваться, что же говорить про слобоуспевающего.
3. Карточки-информаторы. При изложении какого-либо вопроса разрешаю пользоваться опорными схемами, которые не содержат большого информативного материала, но помогают в раскрытии вопроса. Пример, опорная схема по теме «Внешняя политика при Хакназар хане».
4. Различного вида задания для индивидуальной работы: с выбором ответа, деформированные задания («ПойМамыр ошибку»), «Разрезные тексты». То есть задания, содержащие подсказки и правильные ответы, которые нужно найти.
5. Подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях при их подготовке. (пример – карта, таблица из уроков)
6. Очень ребятам нравится создание ответов по пройденному материалу, используя прием «Меню». Когда из предложенных вариантов они выбирают правильные и при этом свой выбор объясняют. Здесь возможность дана проявить себя и визуалам, и кинестетикам. Ребята видят характерные черты, записанные на карточках, могут их прикрепить к какому-либо объекту, переместить в другое место и т.д. В таком учебном упражнении слабоуспевающие ученики активно участвуют, это им нравится, они не боятся сделать ошибку.
7. Прием наводящих вопросов. По возможности задаю ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
8. Возможность выбора задания, например творческого. Я их даю не так часто, так как они требуют от учеников длительной подготовки. Каждый из перечня предлагаемых заданий может выбрать то, которое ему по силам. По разделу «Саки» в 5 класса ребята могут выбрать следующие задания: сравнительная таблица, диаграмма Венна, портрет Героя, интервью с исторической личностью.
9. Использую такой прием, как снижение темпа опроса. Для слабоуспевающего ученика необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его. Использую правило «7 секунд».
10. Разбор ошибок после выполненной работы. При разборе ошибок главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у многих учеников в работах. Эти ошибки разбираем в классе. Для учёта ошибок завожу таблицу, в которой фиксируется тема урока и ошибки. Установив, какие ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данную ошибку
11. Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 работ по одной теме с их объяснением. После этого даётся самостоятельное задание: написать творческое задание, используя слова и предложения с ошибками «ПойМамыр ошибку».
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.
Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени.
Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
Закончить выступление хочется словами древних мудрецов: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, значит, она в тебе самом». Я желаю каждому учителю, решать проблему по ликвидации пробелов в знаниях учеников своевременно и систематически, чтобы вызвать и развить у воспитанников внутреннюю мотивацию учебной деятельность, стойкий познавательный интерес к учению.