25
Қаңтар
2019
Из опыта работы социального педагога школы.
Социальный педагог КГУ «Глубоковская
средняя школа имени Ы.Алтынсарина»
Беляева Лариса Валентиновна
«Профилактика в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации».
Обеспечение благополучного и защищённого детства становится одним из основных национальных приоритетов. Для этого применяются меры, благодаря которым становится возможным создание комфортной и доброжелательной для жизни детей среды. Сегодня семья находится в глубочайшем духовно- нравственном кризисе. Почти 75% заключённых браков сегодня распадается, 30% детей рождается вне брака. Многие родители не могут, а подчас не хотят устанавливать со своими детьми гармоничные отношения, эмоционально отвергают их или подвергают их жестоким наказаниям. К великому сожалению, нередко отцы и матери показывают своим детям безнравственный пример, злоупотребляют алкоголем или , воспринимая ребёнка как обузу, отказываются от его воспитания, перекладывая ответственность на плечи бабушек или других родственников.
Именно поэтому возникают проблемы , связанные с девиантным поведением детей. Это отрицательное отношение к учёбе, , систематическое нарушение норм морали и права, бродяжничество, воровство, агрессия по отношению к окружающим, ранняя беременность, Не случайно в настоящее время Минздрав Казахстана предлагает разрешить 16 –летним девушкам делать аборт без согласия родителей, мотивируя это тем, что нежелательная беременность оборачивается криминалом(убийством новорождённых)или суицидом. Даже в самые тяжёлые времена в истории страны о детском суициде не было и речи. Бсо же происходит сейчас, когда мы сыты , одеты, обуты? Ведь суицид- не акт отдельного действия, которым можно предотвратить профилактикой, он исход целого ряда событий и условий жизни ребёнка, доставляющих ему невыносимые страдания. Суицид свидетельствует о том, что человек не может продолжать свое существование при сложившихся обстоятельствах, о физическом или духовном тупике, об отсутствии жизненных перспектив. Но ведь как страшно, когда это совершает ребёнок, у которого должна быть надёжная защита: мать, отец, бабушка или дедушка.
Замотанные, уставшие мамы и папы, зачастую сами недолюбленные в детстве, множат такое явление, как детское одиночество.(не каждый взрослый его выдерживает и справляется с ним) А отсюда растёт количество детей, находящихся в социально опасном положении. Причина суицида глубоко внутренняя, хотя в обыденном понимании она связана с внешними обстоятельствами: из-за двойки выбросился из окна… его обозвали зубастым крокодилом... плохо одета…учитель выгнал с урока… не даёт денег… поругалась с другом… и т.д.
Речь идёт об уровне смертности среди детей. По данным статистики в 2016 году в РК число умерших составило 2905 ребёнка, в том числе: по болезни -2418, ДТП-95, на водоёмах-78, суицид законченный -80, убийств-14, по другим причинам-220. Число правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних составило 2708, в том числе: убийство- 29, доведения до самоубийства - 44, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 35, изнасилование - 123, насильственные действия сексуального характера-114.
По данным в ВКО зафиксировано в 2017 году 493 случая суицида, из них несовершеннолетних - 6, по Усть-Каменогорску-104; за 2018 год-417 случаев суицида, из них несовершеннолетних -8, по Усть-Каменогорску-103.
И вот здесь наша задача, (в том числе социальных педагогов) , увидеть, услышать, почувствовать, понять и вовремя остановить, помочь ребёнку, защитить его. Ребёнок должен знать, что есть кто-то, кто поможет ему. У каждого нашего ученика в дневнике есть номер телефона доверия, позвонив по которому, он обязательно получит помощь.
Сейчас у социального педагога много помощников: администрация школы, классные руководители, учителя, психологи, общественность, медицинские учреждения, совет по профилактике правонарушений, КЗПН, Совет отцов, РОВД, ИДН, отдел опеки и попечительства, но главное-это семья!
Много методов, форм воздействия, средств воспитания:
1.Әкімшілік школы использует особые формы организации учебной деятельности для детей с девиантным поведением и «группы риска»: спортивные классы, классы кадетов; так же привлекают спонсоров для обеспечения бесплатным питанием и оказания материальной помощи.(одеждой, канцелярскими товарами, подарками на Новый год и др.)
2. Психологи работают индивидуально с каждой семьёй и ребёнком, выявляют причины девиантности, наблюдают ребёнка в течение ряда лет, учат его выходить из конфликтных ситуаций, защищаться от насилия, адекватно оценивать различные жизненные ситуации и выбирать оптимальные поведенческие решения, посещают квартиры.
3. Классные руководители, учителя, используя разные формы и методы воспитательного воздействия, проводят профилактическую работу, посещают квартиры. Они заботятся и о том, чтобы досуг ребёнка был занят полезным делом. В этом нам помогают Станция Юных Техников, (посещают273 учащихся),
Детский Дом Творчества (посещают 183 учащихся), и Детская Спортивная Школа (её посещают 155 учащихся).
Очень хорошо работает Детская школьная организация, которая привлекает к работе детей из неблагополучных семей к различным мероприятиям.
4. Просветительскую и профилактическую работу с родителями и их детьми ведут медицинские работники, представители правоохранительных органов, инспектор ИДН. Это индивидуальные беседы, консультации, тренинги, рейды и т.д. Тематика выбирается в зависимости от возникающих проблем. Годовые планы постоянно корректируются.
5. Большое воздействие на ребят оказывает практическая деятельность. Мы шефствуем над интернатом им. Крупской г. Усть – Каменогорска, медико-социальным учреждением для престарелых в с. Зевакино. Каждый класс закреплён над одиноким престарелым человеком, ведётся шефская или Тимуровская работа. Дети, даже самые агрессивные, встречаясь с сиротами, инвалидами, брошенными стариками, становятся добрее, отзывчивее.
6.Помощь в работе с неблагополучными семьями, их детьми оказывает Совет по профилактике правонарушений и Совет отцов.
Их меры не столько карательные, сколько поддерживающие. Люди, умудрённые жизненным опытом, не просто «отчитывают» за плохое поведение, пропуски уроков, плохую успеваемость, а помогают решить различные проблемы, в том числе и бытовые – приобрести дрова и уголь, утеплить дом, помочь с одеждой и обувью, приобрести продукты или устроить на работу, а то и закодировать от употребления алкоголя.
6.Конечно, не всегда эта работа даёт положительные результаты, не всегда количество состоящих на учёте уменьшается:
На контроле в ИДН
2014-2015 -7
2015-2016 -12
2016-2017 -3
2017-2018 -4
2018-2019 -7, на начало года -2
Неблагополучных семей:
2014-2015 -14
2015-2016 -6
2016-2017 -5
2017-2018 -4
2018-2019 -8
Нам приходится применять и меры наказания, тогда на помощь приходят ИДН, отдел опеки и попечительства, КЗПН.7 родителей за два года лишены родительских прав, трое детей помещены в детский дом, два ребёнка определены в школу для девиантных детей г. Серебрянска и один ребёнок в спецшколу.
В нашей школе 17 учеников, которые находятся под опекой и попечительством близких родственников и один ребёнок взят на патронатное воспитание. К этим детям особый подход: постоянно уделяем внимание, беседуем, посещаем квартиры, устраиваем праздники и т.д. Они посетили ЭКСПО, ежегодно получают подарки от акима района, обеспечены бесплатным питанием, канцелярскими товарами, одеждой.
Для опекунов проводятся занятия на темы: «Работа по защите прав ребёнка», «Социальная защита населения», «Ошибки семейного воспитания», «Мастер классы по профессиональной подготовке» и другие с привлечением специалистов.
Как видите, помощников у нас, социальных педагогов много, но скажите, кто заменит отца и мать, даже пьющих, даже жестоких!? Дети любят их , несмотря ни на что!
И я считаю, что задача всех органов и организаций работать не только с детьми, но и с их родителями. Приобщение родителей к школьным заботам , в хорошем смысле слова , влияет на взаимоотношение между детьми и родителями в семье. Родители в нашей школе постоянно дежурят, бывают на различных школьных мероприятиях, участвуют в рейдах, праздниках, строительстве снежного городка и т.д. НО…, к сожалению и сейчас между неблагополучной семьёй и школой – большая пропасть, и пока мы её не преодолеем, мы не добьёмся положительных результатов воспитания детей, и будут дети находиться в различных трудных жизненных ситуациях.