МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС. Максимовская С.М. » КГУ "Глубоковская СШ им. Алтынсарина"
Коммунальное государственное учреждение
"Глубоковская средняя школа имени Ы.Алтынсарина"
отдела образования Глубоковского района
Приемная:
+7 (72331) 53-2-89
Бухгалтерия:
+7 (72331) 53 -2-37
Версия
для слабовидящих
» » МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС. Максимовская С.М.
27
январь
2023

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС. Максимовская С.М.

В рамках открытого педагогического совета «Система поддержки молодых учителей как необходимое условие их профессионального становления» прошёл методический час, на котором рассмотрены вопросы, касающиеся подготовки педагогов к успешному прохождению аттестации.
Школьный тренер Максимовская Светлана Михайловна ознакомила слушателей с особенностями метода Action Research.

Максимовская С.М.

Школьный тренер

Тема: «Метод  Action Research». 

Цель: Участники педагогического совета знакомятся с методом Action Research (Исследование в действии), с его  видами и этапами, понимают значение  Action Research     в профессиональной деятельности педагога.

В новых правилах и условиях  проведения аттестации педагогических работников  в главе 3, параграф 1.Порядок очередного присвоения квалификационной категории педагогов в пункте 39, для  учителей всех квалификационных категорий, включая и «педагогов- стажёров», есть такое требование «… проводит исследование урока, в том числе лессон стадии  (Lesson Study), применяет метод экшн рисёрч (Action Research).

Что же это такое? В переводе «экшен» - действие, «рисёрч»- исследование - таким образом это исследование в действии или исследование через действие, но самое главное, что это два этапа исследование и действие.

Организация исследования в действии помогает учителю выявить проблему, изучить теорию вопроса и в реальной ситуации найти решение.  Иногда проблемы, которые возникают у учителя настолько локальны, что их решить не может никто кроме учителя и школы.Таким образом, подобное исследование имеет большое преимущество в том, что проблема решается без промедления в конкретных условиях для конкретных учащихся. Кроме того учитель , проводя исследование в действии, активно, продвигает вперёд свою практику и улучшает качество обучения своих учащихся,формирует  собственные рефлексивные навыки что является важным условием современного образования.

Исследованием в действии могут заниматься не только учителя, но и другие сотрудники школы, представители администрации, методисты, воспитатели, кураторы, ассистенты и другие лица, которые имеют отношение к сфере образования, не прибегая к услугам наставников или  тренеров и коучей.

Кто же стоял у истока этого метода? Во многих источниках это Курт Левин. Курт Левин  - его чаще всего описывают как создателя (экшн рисёрч)Action Research. Он интересен тем, что он первый стал говорить о минусах научных исследований для учителей, т. к они уходят далеко от практики. Много глобальных исследований, но   конкретно для учителя, школы они не имеют значения, ничем не могут помочь. Он первый начал говорить  об исследовании которые ведут к социальному действию, т. е к какому то конкретному, положительному изменению.

ДжонКольер - ввёл термин (Action Research)

Стивен Кори представил ActionResearch в область образования в 1950 годы. В своей книге «ActionResearch для улучшения школьной практики» , Кори утверждал, что  образовательное изменение не будет иметь место, если практикующие не участвуют в разработке учебных программ и учебных практик, опираясь на эмпирические знания, которые они получают через исследование». 

Потом, были и другие последователи изучения данного исследования (экшн рисёрч) (ActionResearch).

Существует несколько видов  «Исследования в действии». Виды исследования в действии    в зависимости от вовлеченных в него участников. Проведение исследования возможно одним учителем, изучающим проблемы класса, в котором он работает, командой учителей, исследующих общую проблематику, а также другими лицами, изучающими проблемы школы, района, города.

       Индивидуальное исследование в действии учителя, в рамках которого изучается одна проблема, касающаяся ситуации конкретного класса. Учитель может искать ответы на поставленные проблемы в контексте стратегий обучения, управления классом, использования ресурсов или проблемы обучения учащихся. В этом, учителям могут оказывать помощь методист, директор или родители. Один из недостатков индивидуального исследования в действии заключается в том, что результаты его не могут быть обсуждены публично до тех пор, пока учитель не решит официально ознакомить с ними коллег, подготовить презентацию к конференции или предоставить письменный материал в какой-либо журнал или информационный бюллетень.  

Совместное исследование в действии- предполагает участие двух и более учителей и других лиц, заинтересованных в решении актуальных проблем класса, членов методического объединения и др. Поставленная проблема может быть актуальна только для одного класса или быть характерной для многих классов. Учителям, осуществляющим данное исследование, может быть оказана внешняя поддержка в лице представителей вузовской педагогической общественности и др. партнеров. 

Расширенное школьное исследование в действииконцентрируется на  проблемах общего порядка

Например - проблема родительского участия в деятельности школы и определение, в этой связи, способов привлечения наибольшего количества родителей к участию в рассмотрении принципиально важных моментов; 

-проблема разработки организационно-управленческой структуры школы и т. д. Группа сотрудников школы работают совместно для разработки плана исследования проблемы, сбора и анализа данных и принятия решения в соответствии с утвержденным планом действий. Примером исследования в действии для школы может служить экспертиза результатов внешнего итогового контроля знаний для определения аспектов обучения, негативно влияющих на итоговый результат и последующая разработка плана корректирующих действий с целью повышения успеваемости учащихся. Далее, заслуживает внимания проблема отсутствия консенсуса в работе команды, объединенной для совершенствования процесса в условия взаимозависимости друг от друга. Эффективное сотрудничество в условиях групповой работы и индивидуальный вклад каждого в общий результат очень важны. Когда названные проблемы будут решены, появится чувство соучастия и удовлетворения от результатов проведенной работы. 

Расширенное региональное исследование в действии является более  сложным и требует большего объема ресурсов, но и результаты его могут быть значимыми. Предметом подобного исследования могут быть организационные и общественные процессы, успеваемость учащихся или последствия проведенных реформ. Региональные исследования в действии могут быть направлены на решение общей проблемы, типичной для ряда школ или посвящены одной из проблем организационного характера. Недостатками подобного типа исследований является необходимость разработки и ведения обобщающей документации, обеспечения дальнейшего продолжения и развития исследовательского процесса.

Несмотря на разновидность исследования в действии в нем имеются общие, характерные для всех типов элементы, характеристике которых посвящены работы Уолтерс-Адамса (2006), а именно он говорит, что :

«Исследование в действии осуществляют учителя, желающие понять иусовершенствовать свою практику, улучшить свою работу, что придает исследованию личностный характер, и способствует признанию либо критическому осмыслению условий, в которых реализуется образовательная практика. В данном контексте исследование не носит фундаментальный характер. 

              Исследование в действии предполагает последовательность этапов планирования, реализации и рефлексии по завершению, что позволяет воспринимать его, как цикл: «Исследуй-действуй -анализируй».  

              Современные последователи К. ЛевИна, в частности Стефан Кеммис, называет два цикла по 4 операции в каждом из них (план, действие, наблюдение, рефлексия).

              Джеральд Сасмен  выделял  в каждом исследовательском цикле (экшн рисёрч)5 операций (диагностика, план, действие, оценка, выводы). Первый этап- диагностика(выявление проблемы и сбор необходимых данных). Познакомившись сситуацией, разработывается план действий, может появиться несколько альтернативных способов решения, необходимо  на третьем этапе выбрать  одно единственное решение и приступить к практическим шагам, четвёртый этап- оценка( что- то вышло не так, как ожидали, а что-то и вообще не получилось. На пятом этапе- подводим итоги, первого цикла. Если пришли к неутешительному итогу, тогда повторяется все снова, но уже на втором цикле. Как говорят, любой опыт важен, даже негативный. Рапзумеется, что  неудачный опыт вселяет неуверенность в своих силах, увеличивается степень риска, ведь никто не дает гарантий, что на втором цикле вы добьетесь успеха.

              Ещё один исследовательУолтер- Адамс говорил о 6 этапах в «исследовании в действии».

              Я предлагаю вашему вниманию  более простые этапы по которым можно проводить данное исследование. Которыми пользуются учителя, проводившие «Исследование в действии».

              Определение проблемы и сбор данныхДля определения темы исследования подойдет следующее упражнение.Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать свой вопрос исследования.

              Продолжите фразы: 

Я озадачена ____________________

Мне любопытно ___________________________

Я бы хотела улучшить _______________

Как изменится моя работа, если я ________________ 

              Для педагогической деятельности подойдут вопросы такого типа:

Как повлияет на качество письменных работ по английскому языку учеников девятого класса метод их оценивания одноклассниками (peer assessment)?

Улучшатся ли отношения учеников между собой, если организовать регулярные встречи в малых группах?

Как получить качественную обратную связь от ребят относительно уровня моего преподавания?

Ещё раз хочу отметить, что исследовательский вопрос  каждый учитель должен для себя чётко сформулировать и максимально сузить выбранную тему,выбрать конкретную проблему.

              Индивидуальный анализ или коллективное обсуждение.

Как я уже говорила, что исследование в действии может быть как индивидуальным, так и коллективным, но советуют, что у каждого «Исследователя» должен быть критический друг, с которым можно в случае необходимости переговорить.

              На этом этапе учитель решает вопрос, кого он может привлечь к исследованию. Нужно ли что-то изучить, почитать литературу по проблеме исследования.

              Выбор и реализация плана действий.

 Ещё раз обращаю внимание, что проводя (экшен ресёрч) мы никому ничего не доказываем, мы   лишь стараемся качественно улучшать свою   повседневную профессиональную деятельность.

              Сбор и анализ данных после осуществления преобразований

Это наблюдения, опросы, анкетирование, интервью, то есть то, что нам поможет понять решилась моя проблема, в результате внесения определенных вмешательста или нет.

              Оценка результатов.

На данном этапе проводится рефлЕксия: решилась проблема или нет. Если ответ отрицательный, начинается новый цикл, уже с новой гипотезой.

              И итогом исследования, конечно служат, выступление на педсоветах, МО, и   публикации учителя по данной проблеме. Возможно ваше исследование поможет другому педагогу, у которого такая же проблема.

Но также можно отметить и отрицательную сторону данного исследования.

- Не все учителя захотят поделиться своими результатами исследования, и никто их не может заставить это сделать.

- Не всегда ваша проблема исследования может быть кому-то интересна.

В Природе изначально гармонично,

Процессы развиваются ритмично.

Уходит ночь  и день приходит новый,

Восток светлеет -  всходит солнце снова.

И каждый год меняет зиму лето .

И бесконечно повторится это.

...Чтоб дело шло, и ты циклично действуй:

Планируй, Делай, Проверяй, Воздействуй!

                                                        П.Калита