11
февраль
2020
Мы помним! Мы скорбим!
История музея «АЛЖИР».
В 30 километрах от города Нур-Султан находится печально известный Акмолинский лагерь жен изменников родины – «АЛЖИР», где в разные годы содержалось более 18 тысяч женщин. Женщин, чья вина заключалась лишь в том, что они были просто женами арестованных, расстрелянных «врагов народа».
Здесь, в заключении находились Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова, певица Лидия Русланова, актриса немого кино Лидия Френкель, писательница Галина Серебрякова, женщины из семьи расстрелянного маршала Михаила Тухачевского, жена писателя Бориса Пильняка – Кира Андронникошвили и писателя Юрия Трифонова – Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой.
Музейно-мемориальный комплекс состоит из нескольких музейных объектов.
«Сталинский вагон», или «краснуха», для перевозки ссыльных и осужденных.
Монумент «Арка скорби» символизирует вход в священную землю, где происходит встреча двух миров – живых и мертвых. Монумент представляет собой женщину, скорбящую по погибшему мужу и потерянным детям. Проходя под аркой, необходимо склонить голову, отдавая дань памяти погибшим в трагические годы репрессий.
Памятные знаки, установленные посольствами иностранных государств в целях увековечивания памяти женщин 62-х национальностей, которые были узницами «АЛЖИРа».
Композиция «Отчаяние и бессилие» олицетворяет безысходность, потерю путей к освобождению, а потому обреченность на бессилие и отчаяние.
Композиция «Борьба и надежда» представляет собой женщину с надеждами и помыслами вырваться из неволи, а потому она, как бы обдумывая эти пути, обратилась к поэзии, к стихам и прекрасному.
Стела «Слезы», посвященная всем испытавшим ад лагерей. На ней изображены карта Гулага и названия 11 лагерей, расположенных на территории Казахстана и подчиненных Карлагу. Слезы женщин, детей за колючей проволокой – это трагическая судьба узниц лагеря и их потомков.
Барак – здание, где жили женщины, которые рассматривались как «социально опасные и способные к антисоветским действиям».
[center]
Музей, здание которого выполнено в форме усеченного конуса – это своего рода шкатулка с тайнами, хранительница печали. В здании нет окон, свет падает на экспонаты сверху, словно приподнимая завесу тайны. Вход в музей идет через тоннель, на стенах которого картины, отражающие сложный период жизни казахского народа в годы массовых политических репрессий.
[/center]
Мемориал-музей посетили сотрудники нашей школы со своими семьями. Больше всего их поразило то, что в лагере "Гулаг-Алжир" родилось 1507 детей. Этих детей отнимали у матерей. Больные, раненные, беременные, старые женщины и малолетние дети работали в любую погоду в очень тяжелых условиях. Местные жители, казахи, подкармливали заключённых, кидая им курт через колючую проволоку. Охранники принимали комочки курта за камни.
Лагерь существовал с 1937 по 1953 год.
31 мая установлен как день памяти жертв политических репрессий на основании Указа Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.
В 30 километрах от города Нур-Султан находится печально известный Акмолинский лагерь жен изменников родины – «АЛЖИР», где в разные годы содержалось более 18 тысяч женщин. Женщин, чья вина заключалась лишь в том, что они были просто женами арестованных, расстрелянных «врагов народа».
Здесь, в заключении находились Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова, певица Лидия Русланова, актриса немого кино Лидия Френкель, писательница Галина Серебрякова, женщины из семьи расстрелянного маршала Михаила Тухачевского, жена писателя Бориса Пильняка – Кира Андронникошвили и писателя Юрия Трифонова – Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой.
Музейно-мемориальный комплекс состоит из нескольких музейных объектов.
«Сталинский вагон», или «краснуха», для перевозки ссыльных и осужденных.
Монумент «Арка скорби» символизирует вход в священную землю, где происходит встреча двух миров – живых и мертвых. Монумент представляет собой женщину, скорбящую по погибшему мужу и потерянным детям. Проходя под аркой, необходимо склонить голову, отдавая дань памяти погибшим в трагические годы репрессий.
Памятные знаки, установленные посольствами иностранных государств в целях увековечивания памяти женщин 62-х национальностей, которые были узницами «АЛЖИРа».
Композиция «Отчаяние и бессилие» олицетворяет безысходность, потерю путей к освобождению, а потому обреченность на бессилие и отчаяние.
Композиция «Борьба и надежда» представляет собой женщину с надеждами и помыслами вырваться из неволи, а потому она, как бы обдумывая эти пути, обратилась к поэзии, к стихам и прекрасному.
Стела «Слезы», посвященная всем испытавшим ад лагерей. На ней изображены карта Гулага и названия 11 лагерей, расположенных на территории Казахстана и подчиненных Карлагу. Слезы женщин, детей за колючей проволокой – это трагическая судьба узниц лагеря и их потомков.
Барак – здание, где жили женщины, которые рассматривались как «социально опасные и способные к антисоветским действиям».
[center]
Музей, здание которого выполнено в форме усеченного конуса – это своего рода шкатулка с тайнами, хранительница печали. В здании нет окон, свет падает на экспонаты сверху, словно приподнимая завесу тайны. Вход в музей идет через тоннель, на стенах которого картины, отражающие сложный период жизни казахского народа в годы массовых политических репрессий.
[/center]
Мемориал-музей посетили сотрудники нашей школы со своими семьями. Больше всего их поразило то, что в лагере "Гулаг-Алжир" родилось 1507 детей. Этих детей отнимали у матерей. Больные, раненные, беременные, старые женщины и малолетние дети работали в любую погоду в очень тяжелых условиях. Местные жители, казахи, подкармливали заключённых, кидая им курт через колючую проволоку. Охранники принимали комочки курта за камни.
Лагерь существовал с 1937 по 1953 год.
31 мая установлен как день памяти жертв политических репрессий на основании Указа Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.