23
февраль
2022
"Педагогикалық идеялар фестивалі". Максимовская С.М.
2022 жылдың қаңтар-ақпан айларында мұғалімдерге арналған "Педагогикалық идеялар фестивалі"республикалық байқауының облыстық кезеңі өтті. Байқауға қатысқаны үшін мектеп педагогтары сертификаттармен марапатталды: Максимовская С.М."Шығармашылық толқын" бағыты бойынша.
В январе-феврале 2022 года прошёл областной тур республиканского конкурса для учителей "Фестиваль педагогических идей". За участие в конкурсе сертификатами отмечены педагоги школы: "Максимовская С.М. по направлению "Творческая волна".
Аннотация:
Мақалада сабақ-жобаны ұйымдастыру және өткізу мәселесі қарастырылады. Сабақ барысында жобаны сәтті ұйымдастырудың ерекшеліктері, құрылымы, шарттары сипатталған. Бір сабақ аясында жобаны ұйымдастыруға болатын сабақтардың тақырыптары берілген.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема организации и проведения урока-проекта. Описываются особенности, структура, условия успешной организации проекта во время урока. Приведены темы уроков, на которых возможна организация проекта в рамках одного урока.
«Проект одного урока в начальной школе»
В условиях обновлённого общего образования на первый план выдвигаются требования качественной подготовки школьников, развитие их интеллектуальных, личностных компетенций, таких как: мышление, понимание, самостоятельность, коммуникабельность. При этом учителю предоставляется право самому определять методику достижения этих целей. Одно из требований обновленного содержания образования - научить ребенка самостоятельно добывать знания. На мой взгляд, именно метод проектов в полной мере способствует развитию у детей самостоятельности, умению находить нужную информацию, выражать свои мысли.
Необходимо учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение взрослых, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализовывать все требования стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. В ходе реализации проекта предполагается научить школьников самостоятельно приобретать знания, которые помогут получить практический опыт в познавательной и учебной деятельности.
Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по чтению, естествознанию, познанию мира с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.
Слово "проект" - заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Очень часто путают понятия исследовательская работа и собственно, сам проект.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Проект- работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых. Педагогу необходимо:
-вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
-учить представлять, отстаивать свои взгляды
-учить применять свои знания в новых условиях
-воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
-учить ориентироваться в мире информации.
А возможна ли интеграция проектирования в классно-урочную систему? Можно смело сказать, возможна, при определённых условиях.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Основной формой работы на уроке является групповая работа. Причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.
Главная цель урока-проекта — помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.
Учебный предмет для урока-проекта может быть выбран любой. Главная задача учителя при планировании такого урока — это найти такой соответствующий теме учебный вопрос — задание, на который дети смогут ответить в течение 45 минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.
Понимаю, что при организации таких уроков у учителя возникает ряд проблем:
1.Ограниченное время – в распоряжении всего 45 минут.
2.Возрастные особенности и обще учебная подготовленность учащихся. Многие учащиеся ещё не в полной мере умеют распределять время, правильно формулировать проблемы, цели. Медленный темп работы некоторых учеников обусловлен также слабыми навыками быстрого чтения, недостатком словарного запаса.
3.Недостаточные ресурсные возможности. Для полноценного проектирования, кроме учебного пособия, требуются дополнительные информационные ресурсы, соответствующее техническое обеспечение кабинета компьютерами, доступ в интернет и др.
4.Соответствие темы проекта программе обучения, так как не в каждую тему можно вписать проект.
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3-5 мин.
2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач — 5-7 мин.
3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10-12 мин.
4. Физкультминутка — 2 мин.
5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 10 мин.
6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 5-7 мин.
7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 3 мин.
8. Домашнее задание — 1 мин.
Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:
-четкое соблюдение времени;
-форма работы в группе;
-достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;
-грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.
Какие требования предъявляют к таким урокам?
Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.
Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе и в жизни.
В связи с этим меняются требования к профессиональной компетенции учителя и требования к проведению современного урока:
- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- дети сами делают взаимооценку и самооценку
- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим.
Темы уроков для работы по методу проектов нужно выбирать с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.
Готовясь к таким урокам, нужно чётко определять, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.
Результатом введения в учебную деятельность уроков-проектов является повышение качества образования:
-учащиеся становятся более активными, раскованными, уверенными в своих силах;
- осознанно подходят к выполнению учебных заданий;
-умеют планировать свою деятельность;
Таким образом, мы видим, что урок-проект может быть успешно вплетен в канву учебного процесса уже в начальной школе и давать положительные результаты.
В январе-феврале 2022 года прошёл областной тур республиканского конкурса для учителей "Фестиваль педагогических идей". За участие в конкурсе сертификатами отмечены педагоги школы: "Максимовская С.М. по направлению "Творческая волна".
Аннотация:
Мақалада сабақ-жобаны ұйымдастыру және өткізу мәселесі қарастырылады. Сабақ барысында жобаны сәтті ұйымдастырудың ерекшеліктері, құрылымы, шарттары сипатталған. Бір сабақ аясында жобаны ұйымдастыруға болатын сабақтардың тақырыптары берілген.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема организации и проведения урока-проекта. Описываются особенности, структура, условия успешной организации проекта во время урока. Приведены темы уроков, на которых возможна организация проекта в рамках одного урока.
«Проект одного урока в начальной школе»
В условиях обновлённого общего образования на первый план выдвигаются требования качественной подготовки школьников, развитие их интеллектуальных, личностных компетенций, таких как: мышление, понимание, самостоятельность, коммуникабельность. При этом учителю предоставляется право самому определять методику достижения этих целей. Одно из требований обновленного содержания образования - научить ребенка самостоятельно добывать знания. На мой взгляд, именно метод проектов в полной мере способствует развитию у детей самостоятельности, умению находить нужную информацию, выражать свои мысли.
Необходимо учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение взрослых, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализовывать все требования стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. В ходе реализации проекта предполагается научить школьников самостоятельно приобретать знания, которые помогут получить практический опыт в познавательной и учебной деятельности.
Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по чтению, естествознанию, познанию мира с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.
Слово "проект" - заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Очень часто путают понятия исследовательская работа и собственно, сам проект.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Проект- работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых. Педагогу необходимо:
-вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
-учить представлять, отстаивать свои взгляды
-учить применять свои знания в новых условиях
-воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
-учить ориентироваться в мире информации.
А возможна ли интеграция проектирования в классно-урочную систему? Можно смело сказать, возможна, при определённых условиях.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Основной формой работы на уроке является групповая работа. Причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.
Главная цель урока-проекта — помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.
Учебный предмет для урока-проекта может быть выбран любой. Главная задача учителя при планировании такого урока — это найти такой соответствующий теме учебный вопрос — задание, на который дети смогут ответить в течение 45 минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.
Понимаю, что при организации таких уроков у учителя возникает ряд проблем:
1.Ограниченное время – в распоряжении всего 45 минут.
2.Возрастные особенности и обще учебная подготовленность учащихся. Многие учащиеся ещё не в полной мере умеют распределять время, правильно формулировать проблемы, цели. Медленный темп работы некоторых учеников обусловлен также слабыми навыками быстрого чтения, недостатком словарного запаса.
3.Недостаточные ресурсные возможности. Для полноценного проектирования, кроме учебного пособия, требуются дополнительные информационные ресурсы, соответствующее техническое обеспечение кабинета компьютерами, доступ в интернет и др.
4.Соответствие темы проекта программе обучения, так как не в каждую тему можно вписать проект.
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент — объявление темы проекта, постановка цели — 3-5 мин.
2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач — 5-7 мин.
3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме — 10-12 мин.
4. Физкультминутка — 2 мин.
5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению — 10 мин.
6. Презентация готового продукта проектной деятельности — 5-7 мин.
7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) — 3 мин.
8. Домашнее задание — 1 мин.
Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:
-четкое соблюдение времени;
-форма работы в группе;
-достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;
-грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.
Какие требования предъявляют к таким урокам?
Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.
Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе и в жизни.
В связи с этим меняются требования к профессиональной компетенции учителя и требования к проведению современного урока:
- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- дети сами делают взаимооценку и самооценку
- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим.
Темы уроков для работы по методу проектов нужно выбирать с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.
Готовясь к таким урокам, нужно чётко определять, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.
Результатом введения в учебную деятельность уроков-проектов является повышение качества образования:
-учащиеся становятся более активными, раскованными, уверенными в своих силах;
- осознанно подходят к выполнению учебных заданий;
-умеют планировать свою деятельность;
Таким образом, мы видим, что урок-проект может быть успешно вплетен в канву учебного процесса уже в начальной школе и давать положительные результаты.