Участвуем в республиканском конкурсе "Лучшая школа 2022" » КГУ "Глубоковская СШ им. Алтынсарина"
Коммунальное государственное учреждение
"Глубоковская средняя школа имени Ы.Алтынсарина"
отдела образования Глубоковского района
Приемная:
+7 (72331) 53-2-89
Бухгалтерия:
+7 (72331) 53 -2-37
Версия
для слабовидящих
» » Участвуем в республиканском конкурсе "Лучшая школа 2022"
11
май
2023

Участвуем в республиканском конкурсе "Лучшая школа 2022"

Наша школа стала участником Республиканского конкурса среди общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также специализированных школ на звание «Лучшая школа - 2022» (далее – Конкурс), проводимого Ассоциацией руководителей учебных заведений «Qazaqstan Education» (далее «Ассоциация».

Для первого тура были подготовлены материалы по предложенным критериям.

Развитие современной школы в Республике Казахстан.
Коммунальное государственное учреждение «Глубоковская средняя школа им.Ы.Алтынсарина» отдела образования по Глубоковскому району управления образования Восточно-Казахстанской области,
п.Глубокое, Глубоковского района, Восточно-Казахстанской области.
Уровень образованности граждан напрямую влияет на уровень развития любой страны. Поэтому одна из первых задач общества – воспитание и обучение детей, подростков, молодёжи. В школах создаются условия для получения качественного образования, интеллектуального, физического, духовного и творческого развития, профессионального становления личности, индивидуальности, воспитания личности с активной жизненной позицией, гражданина и патриота.
В 2022 году претерпело изменения содержание образовательных программ. Начаты изменения в системе обучения в начальной школе, затем они коснутся средней. Поменялся подход к получению знаний: развивается критическое мышление, анализ и творческий подход. Правила осуществления текущего контроля, оценивания знаний учащихся и итоговой аттестации совершенствуются с каждым годом: в 1 классах достижения не оцениваются, а в других выставляются оценки по 10-балльной системе. Физика, химия и биология стали изучаться на английском языке. Ведутся новые предметы: «Цифровая грамотность», «Экология», «Порядочность», «Медиаграмотность», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Глобальные компетенции» и другие, для всестороннего развития личности обучающихся.
Снижается учебная нагрузка на школьников. Определены образовательные платформы, на которых преподаватели имеют возможность вести занятия в дистанционном формате.
Большое значение в системе образования придаётся использованию новых технологий обучения, прежде всего информационно-коммуникационных. Внедрены пилотные проекты «Комплекс «Опорная школа – магнитные школы», «Виртуальная школа», «Цифровой учитель». Реализуются проекты «Читающая школа», «Дебатное движение», «Школьный парламент», «Дети и театр», «Теплицы» и др.
На государственном уровне решается задача повышения социального статуса педагогов. Повышается престижность труда учителя путем увеличения материального обеспечения.
3.3.1. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе.
Глубоковская средняя школа имени Ыбырая Алтынсарина имеет свой 83-летний путь развития, по которому движется уверенно, в ногу со всеми изменениями и инновациями. Коллектив школы активно осваивает теорию и практику инновационных процессов. Используемые в нашей школе образовательные технологии, мы подразделяем на: личностно-ориентированные, развивающего обучения, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, предметные технологии и информационно-коммуникационные.
Применение образовательных технологий – это деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая комфортные условия для учащихся и педагогов. Проблемное обучение даёт учащимся возможность творчески овладевать знаниями, умениями, навыками, развивать мыслительные способности, а учителю – создавать в учебной деятельности проблемные ситуации и организовывать активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. При дифференцированном обучении у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, убедиться в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Проектные методы обучения развивают индивидуальные творческие способности учащихся, помогают более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Исследовательские методы в обучении помогают учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения и определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Игровые технологии: ролевые, деловые, и другие виды обучающих игр расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивают общеучебные умения и навыки. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная работа) – это совместная учебная, познавательная и развивающая деятельность, направленная на достижение общего результата с учётом индивидуального вклада каждого участника. Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Информационно-коммуникационные технологии изменили и обогатили содержание образования за счёт использования неограниченного объёма мировой информации, компьютерного и интерактивного оборудования, электронных учебников и учебно-методических комплексов, тренажёров, ресурсов образовательных платформ, возможностей дистанционного обучения учащихся и педагогов. Информационное пространство школы обеспечивается широкополостным интернетом (4Мбит), доступ к которому имеют 26 компьютеров в учебных кабинетах.
ИКТ-компетентность учителей и учащихся нарабатывалась постепенно. Участие в республиканском пилотном проекте по внедрению электронных учебников «Технологизация процесса обучения как условие качественного массового образования», проводимого АО «Национальный научно-практический холдинг «Пассат» и АО «Национальный центр информатизации» стимулировало всех участников образовательного процесса к изучению и практическому применению в обучающей деятельности электронных учебников по всем предметам общеобразовательной школы. Результаты пилотного проекта анализировались по качеству успеваемости школьников в сравнении в среднем за первые 3 четверти и экспериментальной 4-ой четверти, когда было введено электронное обучение школьников на основе электронных учебников как информационно-образовательной среды. Качество знаний по школе выросло на 11%. Это был лучший результат в области. В обновлённом содержании образования отмечено особое преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал на занятиях объяснения нового материала, повторительно-обобщающих занятиях, на групповых занятиях, в разных классах. Так на своих уроках учителя школы используют презентацию в виде слайдов или же видеофрагменты для усвоения новых знаний; организуют работу с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами, виртуальные сказочные приключенческие путешествия и т.д. на уроках закрепления. В старшем звене активно внедряется проектное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания. Благодаря такой организации работы, учащиеся нарабатывают навыки поиска новой информации и практическим способам работы с ней, овладевают компьютерной грамотностью, в результате чего повышается мотивация усвоения знаний в учебном процессе, ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, появляется огромная возможность для реализации своих способностей. Качество знаний за период внедрения обновлённого содержания образования выросло с 52,3% до 63,6%. Дистанционное обучение прибавило в копилку 47 учителей сертификаты курсов «Развитие цифровых компетенций педагогов», 76 учителей сертификаты курсов «Учусь учить дистанционно». В плане самообразования 52 учителя школы стали участниками и слушателями обучающих семинаров, вебинаров и мастер-классов разного уровня по вопросам дистанционных технологий обучения.
Использование ресурсов образовательной платформы OnlineMektep расширило образовательное пространство в период дистанционного обучения за счёт проведения интерактивных уроков по школьным предметам, разработанным в соответствии с учебной программой обновленного содержания среднего образования, использования уникальных обучающих видеоресурсов, виртуальных лабораторий, тренажёров и тестеров. Ресурсы OnlineMektep помогают учителю сделать урок более ярким, наглядным, интересным и эффективным. Обучающие ресурсы доступны на казахском, русском и английском языках, что даёт возможность погружаться в изучение языков. Делает доступным качественное образование детям с ограниченными возможностями.
Урок с использованием ИКТ – это эффективно, наглядно, ярко, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет ученику работать в своем темпе, учителю – осуществлять дифференцированный подход, контролировать и оценивать результаты обучения. За информационно-коммуникационными технологиями будущее, их использование позволяет высвободить творческий потенциал личности ученика и учителя.3.3.2. Продуктивность реализации программы развития учреждения и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Республики Казахстан.
Программа развития школы на 2020-2025 гг. продолжает основные идеи предыдущей Программы на новом этапе развития школы. Нашими главными аргументами в условиях конкуренции являются гарантия доступности образования для всех и удовлетворение образовательных запросов самого разного уровня, используя для этого все возможности базового и дополнительного образования. Программа развития школы предназначена для удовлетворения потребностей: учащегося – в освоении познавательных и ценностных основ личности и профессиональном самоопределении; в расширении познавательного и культурного пространства, в широком общении, в самопознании, самореализации; родителей (законных представителей) – в получении их детьми качественного образования, позволяющего продолжение образования в выбранной области деятельности, сохранении здоровья, в развитии способностей ребенка, в создании комфортной психологической ситуации в школе с учетом индивидуальных особенностей; социальных партнеров – в формировании здорового поколения современно мыслящих, образованных молодых людей, способных к сохранению и воспроизведению культуры в различных областях деятельности; педагогов – в развитии профессиональной и творческой индивидуальности, формировании готовности к принятию нового, развитии и восприимчивости к педагогическим инновациям.
За прошедший период реализации Программы развития образования можно отметить достигнутые результаты по некоторым целевым индикаторам (эти результаты соответствуют запланированным на 2022 год, некоторые их значительно превышают):
- доля педагогов с квалификационным уровнем мастера, исследователя, эксперта и модератора от общего количества педагогов составляет 92%;
- создание условий для инклюзивного образования – 85%;
- количество случаев травматизма в школе – 5;
- оснащённость видеонаблюдением (внутренним и наружным) – 36%;
- уровень готовности детей предшкольного возраста для обучения в школе – 85%;
- доля оснащенных учебных кабинетов современным оборудованием, от их общего количества – 55%;
- доля руководителей школы, прошедших повышение квалификации в области менеджмента – 60%;
- доля обучающихся, охваченных спортивными секциями во внешкольных организациях и при школе – 35%;
- доля учащихся 1-4 классов, вовлеченных в движение "Жас қыран" – 61% (запланировано 45%);
- доля учащихся 5-10 классов, вовлеченных в движение "Жас Ұлан" – 70% (запланировано 41%);
- доля учащихся, продемонстрировавших высокий уровень гражданственности и патриотизма – 5%;
- доля трудоустроенных учащихся после окончания школы – 100%.
По остальным шести направлениям так же проводится необходимая работа, которая позволит к концу 2022 года достигнуть все запланированные на этот год показатели по оставшимся целевым индикаторам.
3.3.3 Обеспечение условий безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении.
Безопасность образовательного учреждения - это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного, природного и других характерных видов, которое обеспечивает его устойчивое функционирование.
Управление комплексной безопасностью – это деятельность учреждения по обеспечению общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Цель: обеспечение безопасности жизни и здоровья участников образовательного процесса в нашем учреждении.
Задачи безопасности жизнедеятельности – обеспечение комфортных условий деятельности людей на всех стадиях их жизни. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей, снижению уровня травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс негативно действующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», в нашем случае, более узком, – «человек – сфера труда и учебы».
Направления безопасности:
1. Безопасность дорожного движения. Обучение младших и старших школьников правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах – обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в средней школе. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.
2. Антитеррористическая безопасность. В школе проводится ряд антитеррористических мероприятий: ежедневный осмотр школьного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности: обнаружения посторонних предметов, проверка работоспособности кнопки тревожной сигнализации, стационарной телефонной связи.
3. Охрана здоровья учащихся. Основной задачей работы педагогического коллектива школы является задача создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей. В школе прилагаются большие усилия для организации оздоровительной работы: разработана система оздоровительной работы с учетом условий школы и контингента детей, включающая медицинскую диагностику, закаливание, физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание и др.
4. Гражданская оборона. Гражданская оборона школьного образовательного учреждения - система оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты сотрудников школы, технического персонала и учащихся от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
6. Экологическая безопасность. Система экологической безопасности — система мер, обеспечивающих с заданной вероятностью допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека. На каждом уровне организации система экологической безопасности функционально состоит из трех стандартных модулей, логически дополняющих друг друга и только в своем единстве составляющих саму систему, это комплексная экологическая оценка территории, экологический мониторинг и управленческие решения (экологическая политика).
7. Информационная безопасность. Информационная безопасность — практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная или, например, физическая). Основная задача информационной безопасности — сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразности применения и без какого-либо ущерба производительности организации.
8. Охрана труда. Главным принципом охраны труда в школьном образовательном учреждении является создание и обеспечение здоровых и безопасных рабочих условий, предупреждение несчастных случаев и производственного травматизма с работниками учреждения.
9. Пожарная безопасность. Пожарная безопасность в школе - состояние защищенности детей и сотрудников, имущества, здания и конструкций от пожаров, других опасных ситуаций. Противопожарный режим в школе - совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации работы школы и содержания прилегающей территорий, здания и помещений, других объектов защиты.
10. Защита прав ребенка. Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.
Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев.
3.3.4 Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
Внеурочная деятельность – важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников за пределами урочной деятельности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников к разумной организации их свободного времени при высокой степени свободы выбора варианта внеучебной деятельности со стороны детей и их родителей.
В школе сложилась система работы с одаренными детьми (конкур¬сы, предметные олимпиады, проекты, соревнования), также созданы определенные усло¬вия для личностно-ориентированного образования.
В начале учебного года традиционно психологами школы и классными руководителями проводится психолого-педагогическая диагностика учащихся 1-х, 5-х классов, по итогам которой определяется уровень подготовленности детей к обучению в школе, корректируется банк данных способностей учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся. В сентябре месяце утверждаются календарные планы работы «Школы олимпийского резерва» и Школьного научного общества «Поиск».
Школа олимпийского резерва работает по направлениям: математическое, естественное, гуманитарное, творческое и спортивное. Учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Призеры и победители поощряются поездками в лагерь РНПЦ «Дарын - Балдаурен».
В школе открыты 11 кружков по интересам с охватом 390 учащихся и 7 спортивных секций, в которых занимаются 145 учащихся.
Спортивно-массовая работа способствует всестороннему воспитанию гармонически развитой личности, формированию сплочённых ученических коллективов. В школе имеются 2 спортивных зала, 3 спортивные площадки, 2 футбольных поля для проведения в школе спортивно-массовой работы – одно с естественным покрытием, другое – с искусственным.
В школе работают 7 учителей физкультуры, которые ведут спортивные секции: футбол, мини-футбол, волейбол (юноши), баскетбол, тоғыз-құмалақ, настольный теннис, хоккей. Результативность работы тренеров подтверждают победы их воспитанников. Так, в областном турнире по футболу команда школы заняла 3 место; в Республиканской Гимназиаде школьников – 2 место; в областных детских играх по хоккею «Жулдысша» – 3 место; в областных соревнованиях по мини-футболу – 1 место; в областных соревнованиях по боксу – 3 место. Ильин Сергей награждён именным кубком за результативную игру в республиканских, областных и районных соревнованиях по футболу.
Летом 2022 г. 15 учащихся школы приняли участие в Международных соревнованиях по футболу на базе д\о «Голубой залив», лагерь «Ковалёва» Заняли 1 место. В ноябре 2022 г., в рамках, районной спартакиады, учащиеся нашей школы заняли 1 места по баскетболу (7-8 класс), волейболу (8 кл), мини-футболу (2-4 кл).
За прошедший период 2022 года учащиеся школы награждены за победы в районных, областных соревнованиях: по футболу 45 призёров, по хоккею 28 призёров. Этим учащимся вручены именные кубки, медали, призы от областной ассоциации культуры и спорта.
В кружках по интересам работают 11 педагогов. Возможность увидеть свой результат, привлекает детей к участию в дистанционных и виртуальных конкурсах, олимпиадах по различным направлениям.
Труд учителей отмечается на самом высоком уровне. В честь 30-летия Независимости Республики Казахстан. Аким области Ахметов Д.К. вручил Богдановой О.В, учителю музыки и пения нашей школы Почетную Грамоту Президента РК К.Токаева. Воспитанники Оксаны Васильевны достойно выступают на творческих конкурсах разного уровня. Международный конкурс-фестиваль детского, юношеского и взрослого творчества «CITY STAR» (вокальное искусство) – Диплом ГРАН-ПРИ + медаль; районный конкурс «Я – ТАЛАНТ!!!» (вокальное искусство) – Эрнстова Шырын – Диплом ГРАН-ПРИ; республиканский онлайн-конкурс «Прекрасная весна» Республиканского общественного фонда «Өрлеу Қазақстан» 1 место (уч.2-4 кл); ХХ Международный творческий онлайн-конкурс «9 мая – День Великой Победы» Международного интеллектуального образовательного центра «Сова» 2 место (уч.2-3 кл). Всегда хорошие результаты показывают воспитанники студии живописи (рук.Петрова Е.Б.): республиканский конкурс рисунков, открыток и поделок «Золотая осень» 1 место (2-5 кл.). Учителя казахского языка и литературы активно выходят на конкурсы выразительного чтения, учащиеся на которых выступают очень успешно: республиканский конкурс «Времена года», посвященный 175-летию Абая Кунанбаева 2 место; дистанционный творческий конкурс, посвященный 90-летию великого казахского поэта, писателя М.Макатаева 1 место.
Интеллектуальные, спортивные и творческие победы наших учащихся – гордость школы!
3.3.5. Психолого-педагогические технологии развития личности, способностей и компетентностей ребенка на всех этапах школьного детства, в том числе - активные формы учебной деятельности. Диагностика и аттестация.
Специфика работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
В сфере образования психологи используют не чисто психологические технологии, а психолого-педагогические.
Существует несколько современных психолого-педагогических технологий, например:
технология обучающих игр (игровая технология);
информационные технологии (использование техники при проведении занятий);
здоровьесберегающие технологии (методики на вывод из стрессового состояния, снятия внутреннего напряжения);
личностно-ориентированные технологии (ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов);
гуманно-личностные (психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей);
операционные технологии (обеспечивают формирование способов умственных действий);
технологии саморазвития (направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности);
эвристические (развитие творческих способностей личности);
прикладные (развивают действенно-практическую сферу личности);
групповая технология (обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии).
Как правило, перечисленные технологии используются комбинировано. Большой объем работы в школе состоит в проведении развивающих и коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга. В процессе проведения этих занятий, нами наиболее часто используется технология обучающих игр. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий.
Обучающие игры выполняют три основные функции:
- инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
- гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
- социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг. Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями). Используемая технология является эффективной в коррекционной и развивающей работе с детьми. Обучающимся всех возрастов нравится и интересен такой формат проведения занятий.
С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.
Здоровьесберегающие технологии. В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
- музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния;
- ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях;
- цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах;
- танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов;
- телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия;
- арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.
По подходу к субъекту педагог-психолог использует технологии:
1) Сотрудничества. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения.
2) Личностно – ориентированные. Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях
3) Гуманно – личностные. Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Для учащихся младшего школьного возраста применяем такие психодиагностические методы как:
Определение готовности детей к обучению в школе;
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (0 - 1 классы);
Диагностика уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление);
Изучение самооценки, наличия школьной тревожности, межличностных отношений;
Диагностика учащихся среднего школьного возраста, направлена на:
Исследование особенностей познавательной деятельности;
Изучение личностных особенностей учащихся (тревожность, мотивация, самооценка, способности);
Изучение системы взаимоотношений.
Диагностика учащихся старших классов направлена:
Определение уровня социально – психологической адаптации 10 классов;
Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
Одной из приоритетных задач нашей школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания - эти знания более прочные. К такому выводу пришёл наш коллектив в результате многолетней методической работы, в результате внедрения в работу школы обновлённого содержания образования. Реализована общешкольная проблемная тема: «Внедрение в практику работы новых подходов к образовательному процессу с целью формирования функционально грамотной личности школьника, способного адаптироваться в реальной жизни» (2015-2020 г.) Проблемные темы учителей, МО, творческих групп учителей тоже были направлены на выбор форм и методов активизации познавательной деятельности школьников. Новая проблемная тема: «От успешного учения в школе – к самоопределению, профессиональной самореализации, здоровому образу жизни, безопасному поведению в обществе» является актуальной на современном этапе развития нашей школы.
Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учителя нашей школы постепенно отказались от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. Основное достоинство мы видим в высокой степени самостоятельности, инициативности, в развитии социальных навыков, в формировании умения добывать знания, в развитии творческих способностей наших учеников. Такой подход наших педагогов делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В настоящий момент учителя школы активно применяют методы творческого проектирования, исследовательской работы. А эффективность использования того или иного развивающего активного метода, его направленность на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, учителя смогли осмыслить и принять в ходе целенаправленной методической работы, в ходе курсовой подготовки и самообразования. Демократический стиль обучения, диалоговые формы взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся помогают учителям системно использовать активные формы обучения и воспитания, постепенно увеличивать степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшать различные виды учительской помощи. В использовании активных форм обучения учителя нашей школы переходят уже от недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Учителя хорошо осознают, что для продуктивной деятельности школьника требуется сформированность их коммуникативных умений, развитие мышления учащихся, опыт оценочной деятельности. Поэтому в процессе применения активных форм обучения учителя школы не просто заявляют общий замысел, создают положительный мотивационный настрой, но мотивируют учеников обсуждать, предлагать идеи. Педагоги привлекают учеников определять тему и цели проекта, формулировать задачи, вырабатывать план. Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником. Когда ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Реализация принципа активности в обучении была продемонстрирована коллективом в практической части педсовета «Исследовательский и творческий проект одного урока для формирования необходимых компетенций учащихся и учителей». Учителя показали, что активное обучение стало важной частью учебно-воспитательного процесса.
Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в нашей школе являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма и т.д.).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций (ситуация неожиданности, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация выбора).
3. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, таблиц, опорных конспектов, кейсов.
5. Использование форм интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей», составление синквейна по изученному вопросу, применение «рассказов с ошибками».
6. Элементы - «изюминки» (обучающая притча, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
7. Реализация индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).
8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных максимальным вовлечением учащихся в активную деятельность на уроке, поддержкой альтернативности и множественности мнений, дифференциацией учащихся по учебным возможностям, интересам и склонностям, характеру мышления.
9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность наших учеников в общении. Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач.
10. Выполнение учениками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребус, анаграмма, предметный рисунок, урок-конкурс, урок-представление).
11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, хронологического, теоретического и т.д.).
Результаты ВШК всё чаще показывают администрации школы активную заинтересованность педагога в формировании не только ЗУНов, но образовательных компетенций; более активный переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и обучающимися постоянный рост самостоятельной работы обучающихся, методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;
Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника нашей школы.
3.3.6. Поддержка и укрепление здоровья детей. Активный мониторинг здоровья. Физическое воспитание.
Одно из важных направлений работы школы – это обеспечение благоприятных условий для обучения, способствующих укреплению физического, психического и нравственного (социального) здоровья детей. За последние 10 лет проведён ремонт систем водоснабжения, канализации, электроосвещения, отопления, проведена замена окон, входных дверей, отремонтирована кровля, модернизированы школьные туалеты. Постоянно осуществляется большая работа по эстетическому оформлению классов, рекреаций и пришкольной территории. Осуществляется замена школьной мебели, приобретается компьютерная техника.
Для физического развития учащихся в школе функционируют два спортивных зала, зал хореографии, футбольное поле с искусственным покрытием; приобретён необходимый спортивный инвентарь, работают спортивные секции. Несколько раз в год проводятся, ставшие традиционными, Дни здоровья, в которых участвуют учащиеся всей школы; в младших классах соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». Внутришкольная спартакиада по разным видам спорта между классами в параллелях с подведением итогов года – «Самый спортивный класс». Учащиеся имеют свободный доступ ко всем спортивным площадкам, в рекреациях школы установлены теннисные столы, стол для армреслинга и др. Большая работа школы, направленная на укрепление здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса, делает школу привлекательной для учащихся, стимулирует их спортивную активность, помогает достигать высоких результатов в спорте. Учащиеся ежегодно приносят в копилку школы спортивные победы на соревнованиях района, области, республики. Значительно выросло число учащихся, желающих заниматься спортом.
Целенаправленно ведётся большая работа по пропаганде здорового образа жизни: беседы, тренинги, дебаты. Организуются экологические акции, конкурсы рисунков, фотографий, туристические походы; налажена здоровьесберегающая работа в рамках пришкольного летнего оздоровительного лагеря. Ведётся постоянный контроль качества школьного питания в столовой, питьевой воды.
Агитационно-пропагандистской работе по приобщению учащихся к здоровому образу жизни способствует также работа, проводимая совместно со специалистами центральной районной больницы, с КГУ «Молодёжный ресурсный центр», с Детско-юношеской спортивной школой, Домом детского творчества, Детской музыкальной школой и другими – работа, направленная на формирование культуры отношения к своему здоровью.
3.3.7. Воспитание в образовательном процессе, дополнительное образование в учреждениях общего образования; патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание молодежи в Республике Казахстан, является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Через военно-патриотическое воспитание у молодого поколения происходит развитие и становление личностных качеств, необходимых для защиты Отечества. В свою очередь, это требует создания системы военно- патриотического воспитания и определения путей ее развития, в свете основных положений «Стратегии развития государства «Казахстан-2050», базовых ценностей общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» и Республиканской программы «Рухани жаңғыру».
В рамках Республиканкой программы «Рухани жаңғыру», ежегодно проходит цикл мероприятий, посвящённых государственным праздникам, юбилейным и памятным датам, выдающимся деятелям науки и культуры.
С сентября 1999 года действует военно-патриотическое объединение «Мурагер» из числа учащихся 10-11 классов. Одна из основных задач объединения: создание военно-патриотического музея «Чтобы знали и помнили». При школе такой музей открыт 3 мая 2000 года. Совет музея установил связь с одним из военно-патриотических музеев города Днепропетровска. Большая часть архивных материалов передана Совету музея нашей школы. Из числа членов ВПО «Мурагер» создан историко-краеведческий кружок «Поиск». Творческая группа учащихся, под руководством педагогов работали, над созданием семи сборников «Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд» В областном конкуре «Лучший военно-патриотический музей» наш школьный музей занял первое место.
В этажах школы оформлены экспозиции – Зал Афганской Славы, Зал Боевой Славы где ежегодно проходят в торжественной обстановке встречи с войнами интернационалистами и тружениками тыла.
Мұрагеровцы, под руководством преподавателя-организатора НВТП Леснова А.А. проводят большую работу, показывая пример патриотического воспитания и гражданского самосознания. Стали традиционными ежегодные марафоны «Расцвет села - расцвет Казахстана». Активно участвуют в общенациональной акции «Марафон добрых дел», в челендже «Я-гражданин РК», проводят уроки мужества, торжественные тематические линейки, профориентационные встречи с представителями военных вузов РК, участвуют в волонтерском движении «Твори добро», в полевых сборах «ОСОЛ-22», в районной игре «Айбын», организуют и проводят субботники на территории обелиска, высадку саженцев, поздравляют тружеников тыла, ветеранов труда. В марте 2022 года в областном конкурсе по оформлению уголков гражданской обороны заняли второе место, в открытом дистанционном конкурсе «День защитника Отечества» в рамках международного проекта «Энергия весны» заняли 9 призовых мест. Создали видео ролик «Мұрагер» «Бессмертный полк Глубоковского района» к 100-летию Героя Советского Союза Берестова Ф.С. Ежегодно проведят конкурс «Окончание курса НВТП».
Вопрос межэтнического согласия и мира – это предмет особой заботы нашего государства. В 2009 году была создана школьная Ассамблея народа Казахстана. Эмблемой Ассамблеи является аист. Девиз – «Аист на крыше, мир на земле». На сегодняшний день в школе функционируют 10 объединений: «Атамекен», «У русского самовара», «У подножья кавказских гор» (чеченское), «Deutschland», «В стране утренней свежести» (корейское), «Ясмин» (татарское), «Белорусское полесье», «Червона рута» (украинское), «Миорица» (молдавское), «Жемчужина Востока» (узбекское). В презентациях каждого объединения звучит рассказ о народе, широко представляются быт, обычаи, национальные блюда, одежда, игры, народные обряды. Песни и танцы, мир культуры, мудрость народа на родном языке, сценическое искусство – все складывается в яркое повествование о том или ином народе. Сегодня этнокультурные объединения школы уже твердо стоят на ногах: реализуют свои планы, идеи, вполне самостоятельны. Причем теперь они проводят мероприятия как праздничного, так и благотворительного характера: поездки с концертом в Дом престарелых, акция «Забота» для детей-сирот из детского дома. Налажено тесное взаимодействие с родителями. Деятельность АНК – это залог нравственного и духовного совершенствования, формирования толерантности и патриотизма.
3.3.8. Наличие школьного самоуправления.
Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребенка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. В нашей школе на протяжении многих лет идет работа по развитию ученического самоуправления. Орган ученического самоуправления – детская организация «Школьный Парламент», который избирается в начале каждого учебного года. В его состав входят представители классных коллективов с 8 по 11 класс. Два раза в месяц проводятся заседания детской организации, где рассматривается план работы на месяц, ведется подготовка различных мероприятий, заслушиваются отчеты о проделанной работе. «Школьный Парламент» состоит из 6 фракций: Фракция образования и науки, Фракция права и порядка, Фракция культуры и искусства, Фракция информации, Фракция спорта и ЗОЖ, Фракция труда и экологии. Деятельность фракций регулирует Президент Д/О «Школьный Парламент».
Члены школьного самоуправления активно участвуют в акциях «Безопасный школьный автобус», «Кормушка», «Сбор макулатуры», «Чистый берег», «Чистый посёлок», «Посади дерево», «Честность», «Марафон добрых дел», «16 дней без насилия». Организуют День самоуправления в школе, поздравление с праздничными и календарными датами, тренинги «Есть право у меня», «Я и мои ценности», интеллектуальную игру «По страницам истории», проводят заседания круглого стола совместно с членами детской организации школы им. О. Бокея, принимают ребят 3-х классов в ряды «Жас Қыран», 5-х классов «Жас Ұлан», организуют «Веселые переменки» для учащихся начальных классов, проводят советы по профилактике, создают и размещают тематические видеоролики на школьной странице в Инстаграмм: «Техника безопасности при использовании пиротехнических средств», «Осторожно, гололёд», «День борьбы со СПИДом», «Всемирный день отказа от курения», «Поддержка вакцинации и равакцинации против КВИ» и др., участвуют в различных челленджах: «Алтын жүрек», «Мы дети одной большой семьи», «Бессмертный полк», «Открытка ветерану», «Балалық шақты бірге қорғайық».
В своей работе активисты стараются затронуть все направления работы школы. Совет старшеклассников помогает в организации дежурства, следит за порядком и дисциплиной учащихся, за внешним видом. Одним из направлений работы является забота о престарелых людях. Ребята поддерживают очень теплые отношения с ними.
Ученическое самоуправление обеспечивает участие всех школьников в управлении делами коллектива своего класса и школы, помогает руководству школы, педколлективу в осуществлении поставленных организаторских и воспитательных задач.
3.3.9. Новая роль педагога в школе. Учитель, как личность, постоянно дающая детям образцы собственного учения, деятельности и отношения к миру.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
Учитель – это состояние души, образ жизни. Являясь одним из лучших представителей интеллигенции, учитель - это человек, который должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях.
У учителя появились новые роли: учитель-консультант: помогает
ребенку найти пути решения проблемы; учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей; учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика; учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка. Именно поэтому, учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей — ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения в различных повседневных ситуациях.
На сегодняшний день в Глубоковской средней школе работает 93 педагога, 77 имеют высшее и 16 среднее специальное образование. Имеют категорию педагог-исследователь – 24 учителя; педагог-эксперт – 28 учителей; педагог-модератор – 20 учителей; без категории 21 учитель. Курсы по уровневым программам прошли 19 педагогов, школьных тренеров по критериальному оцениванию – 3, школьных тренеров «Рефлексия в практике» - 4, школьных тренеров по исследованию урока – 2. Курсовую подготовку по обновлению образования прошли 87 учителей, по дистанционному обучению – 76, по цифровой грамотности – 46, по инклюзивному обучению – 45, курсы классных руководителей – 27. Сертификаты на право преподавания физики, химии, биологии на английском языке имеют 4 учителя. Дипломы Магистров получили 12 учителей. Два педагогических образования имеют 20 учителей.
Учителя продуктивно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, в 2021-2022 учебном году 41 учитель в копилку школьных достижений добавили 63 призовых места. Качество участия учителей школы в профессиональных конкурсах, семинарах, олимпиадах и пр. высокое: 2019-2020 у.г. – 68,4%, 2020-2021 у.г. – 86,1%, 2021-2022 у.г. – 78%.
Всё чаще учителя выходят с опытом своей работы на конференции разного уровня, публикуют материалы в профессиональных изданиях (2019-2020 у.г. – 25 публикаций, 2020-2021 у.г. – 32, 2021-2022 у.г. – 67). В декабре 2019 года проведён районный семинар «Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы с учётом условий инклюзивного образования», на котором 7 учителей показали открытые уроки в инклюзивных классах, состоялся обмен теоретическим и практическим материалом, наработками учителей, администрации и психологов школы, проведена экскурсия «Доступность школьного здания для маломобильных групп населения». В ноябре 2022 года проведён областной семинар учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, ведущих русский язык. 12 учителей провели мастер-классы, в ходе которых обменялись опытом своей работы по теме «Актуальные вопросы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Участники и гости семинара дали высокую оценку содержанию выступлений учителей.
Педагоги школы являются активными участниками избирательных компаний, волонтёрского движения, акции «Твори добро», общественной жизни школы, посёлка, района, давая своим ученикам яркие образцы личного отношения к миру.
3.3.10. Эффективность школы для различных категорий детей, в том числе - учет различных моделей восприятия, интеллектуальных и эмоциональных особенностей ребенка, работа школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, детьми, не посещающими школу по состоянию здоровья.
Создание инклюзивной среды способствует интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении детей с особыми образовательными потребностями – создание условий и оказание помощи в их социальной адаптации, в подготовке к полноценной жизни в обществе. Эта же самая задача стоит и перед нашей школой, перед каждым учителем, работающим с этими детьми. Мы считаем, что такая работа должна быть начата как можно раньше. По мнению специалистов, оказание ранней коррекционно-педагогической помощи позволяет сократить число детей с ООП до 30-40%. Поэтому мы поддерживаем тесное сотрудничество с дошкольными учреждениями посёлка, с детской поликлиникой при подготовке к ПМПК, ведь в наших интересах знать диагноз ребёнка и спланировать работу с ним.
ПМПК мы всегда привозим в нашу школу, так легче охватить всех нуждающихся в обследовании, родителям нет никаких материальных затрат. После получения диагноза работаем с родителями, по возможности комплектуем коррекционные классы. С другими детьми планируем индивидуальную коррекционную работу.
Сейчас в нашей школе обучается 888 учащийся, 46 классов, из них 2 класса коррекционно-развивающего обучения, в которых 24 ученика - это 6 и 8 классы.
На сегодняшний день в школе обучается 103 ученика с ООП, из них 5 с сохранным интеллектом, но с такими диагнозами, как ДЦП, сахарный диабет, миопия высокой степени, иммунодефицит, 98 – задержка в развитии, лёгкое и умеренное нарушение интеллекта, из них 11 обучаются на дому. 11 учащихся имеют инвалидность.
Чтобы грамотно организовать работу с таким большим количеством детей, нужны грамотные, понимающие педагоги. Обучение, обмен опытом, самообразование – всё это помогает нашим учителям в работе с детьми с ООП.
С 2017 года мы являемся ресурсной школой по вопросам инклюзивного образования, что накладывает дополнительные обязательства.
Курсовую переподготовку по разным вопросам инклюзивного образования прошли более 60 учителей.
Инклюзивных классов у нас 37, в которых есть хотя бы один ребёнок с ООП. Есть классы, к сожалению, в которых приходится работать как в малокомплектной школе, где таких ребят от 3 до 6. Есть обучение на дому. В классах КРО работают 21 учитель, на дому – 29, в инклюзивных классах – 75.
Обеспечивается доступность школьного здания для маломобильных групп населения. Оборудована санитарная комната, есть подъёмник на крыльце и «ступенькоход» для подъема коляски по лестнице. На всех лестницах и пандусах установили поручни для более удобного прохода к зданию школы.
С сентября 2021 года выделена ставка педагог-ассистент, который оказывает сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе на основании рекомендации психолого-медико-педагогической консультации. С учащимися работают два психолога и два дефектолога.
Мы понимаем, что профессиональная и психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию, доступность школьного здания, соответствующее методическое и кадровое обеспечение являются обязательными условиями для реализации инклюзивного образования в школе, т.к. дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в создании особой – инклюзивной образовательной среды.
Сегодня школа – это современные классы, компьютеры и ноутбуки, интерактивные доски и мультимедийные устройства. Но прежде всего школа это дети, учителя и родители. Она живет горением детских и учительских сердец.
Литература:
1. В.Ю. Горохова Изменение роли учителя в современной школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — с. 528-530.
2. М.В. Жернакова Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. с. 8-10.
3. Андреева Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф. и др.
Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России./под ред.акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. -2007
4. Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
5. Дробинская А.О. Школьные трудности «Нестандартных детей». Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. -2006.
6. Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Лазарев В.Н.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности // Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы.
7. З.А. Мовкебаева. Условия реализации инклюзивного образования в Республике Казахстан. Справочник руководителя школы. 2011.
8. В.А. Ястремская. «Инклюзивное образование на
современном этапе. Справочник руководителя школы – 2014.
9. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М.-Тула: Будрус, 2012.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 2011.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2014.
12. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – Ростов-на-Дону, 2005.
13. Защита от чрезвычайных ситуаций. (Темы 1 – 7). / Библиотечка «Военные знания». Сост. М.А. Петров. – М., 2002.
14. Курс лекций БЖД. НФ БГУ. Сост. Кислов М.В. – Новозыбков, 2005.
15. http://ulybkasalym.ru/охрана-труда-и-техника-безопасности/
16. http://altynsarin-glubokoe.mektebi.kz/o-shkole/nashi-dostizhenija/
17.https://bilimainasy.kz/06-%D0%BE-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5-2018-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82-flv/